?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Из письма приятелю:

 

Присланная Вами публикация http://shaon.livejournal.com/78527.html#cutid1 с подробным перечнем евреев, занимавших высокие руководящие посты в годы войны и сделавших так много для победы СССР, вызвала во мне скоропалительную и, возможно, не совсем адекватную реакцию, которую я Вам продемонстрировал. Последующий разговор и некоторые размышления привели меня к выводам, которыми я хочу с Вами поделиться.

 

 

Можно по-разному относиться к национализму, можно его считать допустимым и даже необходимым, можно объявлять его злом. Но при любом подходе необходима некоторая последовательность и логика. Нельзя одновременно объявлять национализм злом и использовать его мотивы для доказательства правильности тех или иных построений.

 

Революция 17-го года объявила новый порядок жизни национальностей в России. Формально национальности были упразднены. Многие евреи ухватились за новый порядок, который, по сути, дал мощный импульс к ассимиляции. Советские евреи с энтузиазмом стали строить интернационал. И попали в ловушку. Когда построенное при их помощи и поддержке государственное устройство в присущей ему манере перемололо среди прочих и большое число высунувшихся было евреев, те самые, кто твердил об интернационале и стирании национальных перегородок, стали, во-первых, подсчитывать, какое количество евреев занималось самой важной работой по поддержанию и защите этого самого устройства, подчеркивая достоинства своей национальной группы. А во-вторых, созданный уголовный режим обвинялся ими не в нарушении общечеловеческих норм, а в антисемитизме. Обвинения в антисемитизме советского руководства правомерны и естественны, но в устах тех, кто восхищается значимостью евреев в строительстве и защите советского режима, они звучат более чем двусмысленно.

 

Живя в многонациональном государстве с богатой историей и практикой межнациональной розни и составляя незначительное меньшинство, нужно внимательно разобраться в своих взглядах. Либо ты выступаешь с позиций сохранения национальной идентичности и ведешь себя подобающим в таких обстоятельствах образом. Либо ты строишь интернациональное содружество и отодвигаешь свои национальные особенности на заднюю конфорку. Я вовсе не против того, что кто-то хочет сохранять национальную идентичность. Более того, полагаю, что всякий имеет право гордиться этой идентичностью и отыскивать в ней всевозможные достоинства. Однако если ты при этом живешь в многонациональном государстве, более того, большая часть народонаселения этого государства относится к твоей национальной своеобразности с предубеждением и часто враждебно, то апеллировать к всенародному признанию превосходства своих национальных черт по меньшей мере глупо. Дядя моей матери был религиозным, ортодоксальным евреем, активным членом московской синагоги. В жизни он был очень скромным человеком, служил мелким клерком и более всего старался не высовываться. Он был очень неглупым человеком и понимал, что строительство социализма/коммунизма ничего хорошего евреям, как и всем остальным, не сулит. Он понимал, что в российских условиях сохранение своей национальной идентичности без ущерба для здоровья для еврея возможно только, если он придерживается того, что здесь называется low profile. Не зря А.А. Галич пел: «Не шейте вы ливреи евреи, не бывать вам в камергерах евреи. А сидеть вам в Соловках и Бутырках, и ходить вам без шнурков на ботинках».

Profile

seattle
otkaznik
otkaznik

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com