?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Все же загадка остается. Почему в советское время в условиях Холодной войны антизападная, и особенно антиамериканская, пропаганда была менее действенной чем нынче? Казалось бы тогда условия для пропаганды были куда более благоприятными, неугодная информация блокировалась, иностранное радио глушилось, а на всех копировальных машинах висели крепкие чекистские замки. А теперь интернет и всякое такое электронное, читай/смотри/слушай – не хочу. И таки не хочу.
Есть у меня догадка, которую разумеется доказать никак нельзя. Любая пропаганда действует разрушительно, поскольку она намеренно насаждает ложь и перекашивает представления об окружающем мире. Если бы она этого не делала, то ее надо было бы называть по-другому. Но при этом пропаганда пропаганде рознь. В советской пропаганде присутствовал, так сказать, позитивный элемент. Помимо искажения реальности она насаждала веру в некий идеал – счастье завтрашнего коммунистического рая. В этом смысле она созвучна религиозной пропаганде, но хуже, поскольку, все-таки содержала и большую негативную часть, замешенную на внедрение в сознание допустимости лжи. Ложь действует на нравственную основу личности разрушительно и общество, в основе бытования которого лежит постоянная ложь, постепенно лишается нравственной основы. Однако наличие некоторой, пусть как угодно слабой положительной части насаждаемой идеологии, несколько смягчали действие всесокрушающего разрушения личности. Оттого пропаганда не достгила желаемого результата в полной мере.
Нынче положительная часть пропаганды полностью отсутствует, а негативная, утвержадющая ложь как норму, напротив наполняет ее целиком. Тем самым основа личности разрушается сильнее. Личность освобождается от «химеры совести», что делает пропагандистские усилия существенно более эффективными.

Comments

( 41 comments — Leave a comment )
tandem_bike
Feb. 25th, 2016 10:52 pm (UTC)
not sure about your theory but was wondering for YEARS about exact same issue/question/dilemma....
otkaznik
Feb. 25th, 2016 11:03 pm (UTC)
The question arises naturally. I'd love to hear a plausible answer.
aka_human
Feb. 25th, 2016 11:25 pm (UTC)
Всё проще. Пройдёт несколько лет и пропаганда навязнет в зубах, поблекнет и наскучит. Всё притупляется.
aron_turgenev
Feb. 26th, 2016 12:14 am (UTC)
Да, был некоторый позтив: раньше пропаганда боролась с американскими империалистами и буржуями, но не с американцами в целом. Теперь борьба на более примитивном уровне.
amigofriend
Feb. 26th, 2016 12:32 am (UTC)
Мне кажется что дело может быть в том что тогда двоемыслие и фига в кармане были общим местом, а сейчас они как-то испарились за ненадобностью, с таким вот неожиданным результатом...
otkaznik
Feb. 26th, 2016 12:44 am (UTC)
Вот ненадобность-то и непонятна. Бог с ними (с нами!) американцами. Скепсис по отношению к начальству сменился какой-то неистовой любовью. С чего бы это?
olaff67
Feb. 26th, 2016 01:10 am (UTC)
Думаю, тогда все же присутствовала этика, основными хранителями которой были поколения, нюхнувшие пороху, крови и нар. Они не давали словам обесцениться, знали, что за слова надо отвечать. Ныне же в силе поколение сытое, мало чего страшного в своей жизни видевшее, для них самым ужасным были немодные вещи и невкусная еда. Словами они разбрасываться привыкли безнаказанно, а потом и постмодернистскими штучками овладели: критериев нет - что хочу, то и ворочу.
olaff67
Feb. 26th, 2016 01:35 am (UTC)
За Чингизида (или кого там еще) не ответчик, но, если прочитать еще раз то, что я написал, то постмодерн в целом мной и не обвиняется - такой же культурный этап, как и любой другой. И черпать из него можно для разных целей.
amigofriend
Feb. 26th, 2016 01:38 am (UTC)
А я и не говорил ни про какое обвинение, чисто про общепринятое понимание постмодернизма как "можно болтать всё что угодно, критериев нет, ни за что не надо отвечать".
(no subject) - olaff67 - Feb. 26th, 2016 01:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - amigofriend - Feb. 26th, 2016 02:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - olaff67 - Feb. 26th, 2016 03:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - amigofriend - Feb. 26th, 2016 03:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - olaff67 - Feb. 26th, 2016 04:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - amigofriend - Feb. 26th, 2016 04:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - olaff67 - Feb. 26th, 2016 04:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - amigofriend - Feb. 26th, 2016 04:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - olaff67 - Feb. 26th, 2016 04:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - amigofriend - Feb. 26th, 2016 04:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - olaff67 - Feb. 26th, 2016 04:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - amigofriend - Feb. 26th, 2016 04:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - olaff67 - Feb. 26th, 2016 04:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - amigofriend - Feb. 26th, 2016 05:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - olaff67 - Feb. 26th, 2016 05:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - amigofriend - Feb. 26th, 2016 05:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - olaff67 - Feb. 26th, 2016 05:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - amigofriend - Feb. 26th, 2016 05:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - olaff67 - Feb. 26th, 2016 05:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - amigofriend - Feb. 26th, 2016 05:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - olaff67 - Feb. 26th, 2016 05:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - amigofriend - Feb. 26th, 2016 06:02 am (UTC) - Expand
dassie2001
Feb. 26th, 2016 09:31 am (UTC)
Паша, ты прав, возможно. Что меня больше всего угнетает или бесит в действиях российской власти, включая царя (или даже начиная с него) - беспардонное насаждение тотальной лжи. Ведь вранье во всем - и пипл, для которого зомбоящик - окно в мир, так или иначе хавает. Даже если хавает всего 10 процентов выдаваемой информации, все равно ведь это вранье. Дикость какая-то.
otkaznik
Feb. 26th, 2016 02:51 pm (UTC)
Мне кажется, публика сама просит чтобы ее обманывали. Наперсточники живы и процветают до тех пор, пока есть желающие с ними играть.
prof_yura
Feb. 27th, 2016 04:07 am (UTC)
Вообще-то за российский антиамериканизм можно (помимо телепропагандистов) сказать спасибо еще и гарвардскому профессору Андрею Шлейферу, а также покрывавшему его борцу со стодолларовыми купюрами/экс-президенту Гарварда Ларри Саммерсу. Список можно продолжить.
otkaznik
Feb. 27th, 2016 02:32 pm (UTC)
Полагаю, что 99,(9)% россиян не знают, кто такой Андрей Шлейфер и уж тем более Ларри Саммерс. С моей точки зрения их существование и деяния, как пожалуй даже и существование самой Америки, на антиамериканизм в России практического влияния не оказывают. Считаю происхождение российского антиамериканизма мифологической природы.
prof_yura
Feb. 27th, 2016 04:51 pm (UTC)
Конечно, не знают.
Зато им хорошо знакомы имена Гайдара и Чубайса, а российское телевидение в 90-е все уши прожужжало про то, что мудрые экономические и финансовые реформы проводятся под руководством/с помощью американских советников; собственно, это обстоятельство и подавалось как главное (если не единственное) обоснование мудрости этих реформ.
Re: Конечно, не знают. - otkaznik - Feb. 27th, 2016 05:12 pm (UTC) - Expand
Re: Конечно, не знают. - otkaznik - Feb. 27th, 2016 05:19 pm (UTC) - Expand
Re: Конечно, не знают. - prof_yura - Feb. 27th, 2016 05:29 pm (UTC) - Expand
( 41 comments — Leave a comment )

Profile

seattle
otkaznik
otkaznik

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com