?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Jan. 30th, 2015

Рецензия http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Leviafan-i-verolomstvo-obrazov на «Левиафан» сразу привлекла внимание. Соломатин поставил важную цель – показать, что фильм Звягинцева гораздо глубже и интереснее того, что ему приписывают. Как и другие фильмы Звягинцева «Левиафан» - философская притча. Это было понятно с самых первых кадров. Дальше Соломатин пускается в «интересничание», отчасти оправданное, отчасти более чем спорное. После прочтения рецензии я вынужден был пересмотреть фильм, чтобы убедиться в точках согласия и несогласия с автором рецензии. Первое и главное, конечно Соломатин прав в общефилософской основе фильма. Однако его трактовка злодея-мэра вызывает возражение. Никак нельзя согласиться с тем, что это не злодей. Злодей и еще какой. И именно злодея блестяще играет Мадянов. Далее, сопоставление с «Карамзовыми» вполне оправдано. Убежден, что Звягинцев имел Достоевского в голове, когда осмысливал свой фильм. «Легенда о Великом инквизиторе» разумеется маячит на заднем плане на протяжении всего сюжета. Но только для меня связь выглядит несколько иначе. По-моему здесь раскрывается оппозиция «свобода»-«порядок», в которой герой, Лиля, их дузья безнадежно и беспомощно представляют лагерь «свободы», а «Левиафан» - государство, церковь – олицетворяют силы «порядка». Любопытно, что у Звягинцева эти силы не побеждают, на самом деле не побеждает никто. В этом смысле дилемма Достоевского остается нерешенной. Не согласен я и с трактовкой Дмитрия как чёрта Ивана Карамазова. Хотя он и на стороне «порядка», но чёртом, т.е. воплощением зла, его назвать трудно. Исходя из предложенной концепции «дуальности», представления образа Сергея в двух лицах, его самого и Дмитрия, образ зла также не получается. По этой схеме тогда сам Сергей должен быть на стороне сил добра. Но это не так, он на стороне «свободы», а она никак не тождественна добру. Также как «порядок» нетождествен злу. Такая сложность соответсвует сложности жизни, которую нельзя вогнать в какие-то простые схемы. Этим и интересен Звягинцев. 

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
gr_s
Jan. 30th, 2015 07:30 pm (UTC)
Вот тут исчераывающе, как мне кажется (я его не смотрел, но мне хватило Звягинцевских полтора фильма - один досмотрел из спортивного интереса, второй не смог осилить): http://snob.ru/profile/26429/blog/86943
otkaznik
Jan. 30th, 2015 08:01 pm (UTC)
Что ж, Кротов высказал свое суждение. Которое больше говорит о Кротове, чем о фильме и Звягинцеве.
reader59
Jan. 30th, 2015 08:02 pm (UTC)
_Высокую философию тут разводить неуместно. _

ну вот плюсоченьмного.
хотя я бы расширил: оно вполне в нацтрадиции, недаром в России так чтут толстоевских, которые только этим на самом деле и занимались.
otkaznik
Jan. 30th, 2015 08:09 pm (UTC)
У Эзопа есть басня: лисица сказала, что виноград зелен, потому что не могла достать его.
reader59
Jan. 30th, 2015 08:20 pm (UTC)
да не, у меня с рефлексией все в порядке :)
судить надо по результатам: у меня все в порядке не только с рефлексией, а у автохтонного социума - ...
имхо, дело в том, что толстоевские и звягинцевы пытаются мерить природных азиатов европейской меркой.
что противоестественно, а главное, вредно для всех: у азиатов создает впечатление о наличии у них "духовно-нравственных основ", хотя на самом деле все их основы - это что муэдзин с утра в телевизоре проорал, и упаси бог их пытаться думать самим - в результате думания что-либо конструктивное даже у ихнего муэдзина может получиться лишь случайно; а европейцев побуждает ожидать от автохтонов того, к чему их несчастные головы не приспособлены от слова "совсем".
а в результате сплошь массовые когнитивные диссонансы, часто ведущие к кровопролитиям.
( 5 comments — Leave a comment )

Profile

seattle
otkaznik
otkaznik

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com