?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Еще раз о «Катыни»

В Сиэтле традиционный международный кинофестиваль. В его программе и фильм Вайды «Катынь». Я раньше успел посмотреть его на DVD на польском языке, а теперь решил пойти в большой зал с большим экраном и с титрами на понятном языке. Оказалось, что в первый раз я совсем немного пропустил из-за незнания польского. Но вот большой экран решающе различил второй просмотр с первым. Стали видны промахи Вайды, но одновременно многие сцены оказались намного сильнее, чем виделось с маленького компьютерного дисплея. Пожалуй, сильнейшим переживанием стала заключительная сцена расстрела. Все же Вайда сумел показать совершенно античеловеческую сущность палачей и стоящего за ними режима. Не уходит вопрос, разве люди могут быть такими? Наверное, очень наивный вопрос, но ничего с собой не могу поделать

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
dassie2001
May. 29th, 2008 11:48 am (UTC)
Паша, я тоже смотрел два раза (оба - на киноэкране), заключительные сцены тоже сильно подействовали - не только на меня, но и на весь зал (первый раз - это вообще был первый показ в большом зале, предпремьера для журналистов и примкнувших). И я как раз тогда подумал, что Вайда вообще-то делает больше всех историков, вместе взятых. Он перед съемками говорил, что задача очень трудная - показать событие, которого никто не видел. И сумел, причем показал расстрел как в подвале (в Смоленске или на НКВД-шной даче), так и у могил, а раньше считалось, что в Катыни расстреливали только у могил. Только сравнительно недавно пришли к выводу, что кого-то (какие-то группы) расстреливали в подвале.

К Вайде придираются, что, дескать, в Катыни бульдозера не было, но фильм ведь художественный, на эту тему хорошо сказал Богомолов в своей второй рецензии:

Самое поразительное, что фильм не увидели многие из тех, кто его видели. Они поймали режиссера на главной лжи: ров с трупами расстрелянных закапывали лопатами, а не бульдозером. Напомню, что Вайда снял художественный фильм, а не документально-публицистический. Бульдозер автору нужен был как образ тупой и безликой тоталитарной машины.

В свое время Эйзенштейна, автора «Броненосца «Потемкина», упрекали в отступлении от исторической правды: в сцене расстрела взбунтовавшихся матросов на корабле режиссер накрыл брезентом. Тогда как по жизни брезент постелили на палубу под ноги матросов. Уличенный «во лжи» Эйзенштейн оправдался тем, что ему нужен был «образ коллективной повязки». …«Коллективные повязки» на глазах, на чувствах, на мозгах все никак не спадают. Более того, судя по реакции на фильм «Катынь», многие из нас предпочитают их удерживать на глазах, на чувствах, на мозгах.


http://bogomol37.livejournal.com/11141.html

(Я там, оказывается, написал кучу реплик.)
otkaznik
May. 30th, 2008 05:31 pm (UTC)
Да, Алеша, все правильно. Я только что вернулся из Москвы и, хотя времени не было совсем, все же отметил, что людям там как-то некогда думать о вещах «посторонних» каждодневным заботам. Все включены в непрекращающуюся гонку, смысл которой зачастую ускользает от самих гонщиков. И темп гонки все время возрастает. Более того, я отметил, что «гонщики» от этой самой гонки никакого удовольствия не испытывают, а напротив, в минуты редких передышек, готовы соскочить куда-нибудь. Но потом гонка возобновляется и ее участники забывают о значимости сомнения.
ex_wdsa
Jun. 23rd, 2008 07:29 pm (UTC)
Польша бьется в истерике
Всего-то навсего написал реценцию на фильм Анджея Вайды «Катынь». Он мне не понравился.
Что тут началось! На рецензию (по команде!) откликнулась вся польская пресса.
А потом «по просьбам трудящихся» польский МИД вручил послу Белоруссии ноту протеста.
Это напомнило мне приснопамятные советские времена.

http://wdsa.livejournal.com/773.html
otkaznik
Jun. 23rd, 2008 07:38 pm (UTC)
Re: Польша бьется в истерике
Вы, вероятно, ошиблись адресом. Всмотритесь внимательнее.
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

seattle
otkaznik
otkaznik

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com