?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Из П.Я.Чаадаева

http://az.lib.ru/c/chaadaew_p_j/text_0020.shtml

...В  сущности,  правительство  только  исполнило  свой  долг;  можно даже
сказать,  что  в  мерах  строгости,  применяемых  к  нам  сейчас, нет ничего
чудовищного,  так  как  они,  без  сомнения,  далеко  не  превзошли ожиданий
значительного  круга  лиц. В самом деле, что еще может делать правительство,
одушевленное  самыми  лучшими  намерениями,  как  не следовать тому, что оно
искренно  считает  серьезным  желаньем  страны?  Совсем  другое дело - вопли
общества.  Есть  разные  способы  любить  свое  отечество; например, самоед,
любящий  свои родные снега, которые сделали его близоруким, закоптелую юрту,
где  он,  скорчившись,  проводит  половину  своей жизни, и прогорклый олений
жир,  заражающий  вокруг  него  воздух  зловонием, любит свою страну конечно
иначе,   нежели   английский   гражданин,   гордый  учреждениями  и  высокой
цивилизацией  своего  славного  острова;  и без сомнения, было бы прискорбно
для  нас,  если бы нам все еще приходилось любить места, где мы родились, на
манер  самоедов.  Прекрасная  вещь  -  любовь к отечеству, но есть еще нечто
более  прекрасное  - это любовь к истине. Любовь к отечеству рождает героев,
любовь  к  истине  создает  мудрецов,  благодетелей  человечества.  Любовь к
родине  разделяет  народы,  питает  национальную  ненависть и подчас одевает
землю  в траур; любовь к истине распространяет свет знания, создает духовные
наслаждения,  приближает  людей  к Божеству. Не через родину, а через истину
ведет  путь  на  небо.  Правда, мы, русские, всегда мало интересовались тем,
что  -  истина  и  что  - ложь, поэтому нельзя и сердиться на общество, если
несколько  язвительная  филиппика  против его немощей задела его за живое. ..



... Я  никогда  не  добивался  народных  рукоплесканий,  не  искал милостей
толпы;  я  всегда  думал,  что  род  человеческий должен следовать только за
своими  естественными  вождями, помазанниками Бога, что он может подвигаться
вперед  по  пути своего истинного прогресса только под руководством тех, кто
тем  или  другим образом получил от самого неба назначение и силу вести его;
что  общее  мнение  отнюдь  не тождественно с безусловным разумом, как думал
один  великий  писатель  нашего времени; что инстинкты масс бесконечно более
страстны,  более  узки  и эгоистичны, чем инстинкты отдельного человека, что
так  называемый  здравый  смысл народа вовсе не есть здравый смысл; что не в
людской  толпе рождается истина; что ее нельзя выразить числом; наконец, что
во   всем   своем   могуществе   и   блеске   человеческое  сознание  всегда
обнаруживалось  только  в  одиноком  уме, который является центром и солнцем
его  сферы...

...Неужели  вы  думаете,  что,  если бы он нашел у своего народа богатую и
плодотворную  историю, живые предания и глубоко укоренившиеся учреждения, он

не  поколебался  бы  кинуть  его в новую форму? Неужели вы думаете, что будь
пред   ним   резко   очерченная,   ярко   выраженная   народность,  инстинкт
организатора   не  заставил  бы  его,  напротив,  обратиться  к  этой  самой
народности за средствами, необходимыми для возрождения его страны? 
     И,  с  другой  стороны,  позволила  ли бы страна, чтобы у нее отняли ее
прошлое  и,  так  сказать,  навязали  ей  прошлое Европы? Но ничего этого не
было.  Петр  Великий  нашел  у  себя  дома  только лист белой бумаги и своей
сильной  рукой  написал  на  нем  слова  Европа  и  Запад;  и  с  тех пор мы
принадлежим  к  Европе  и  Западу. Не надо заблуждаться: как бы велик ни был
гений  этого  человека  и  необычайная  энергия его воли, то, что он сделал,
было  возможно лишь среди нации, чье прошлое не указывало властно того пути,
по  которому  она должна была двигаться, чьи традиции были бессильны создать
ее  будущее,  чьи воспоминания смелый законодатель мог стереть безнаказанно.
Если  мы оказались так послушны голосу государя, звавшего нас к новой жизни,
то  это,  очевидно, потому, что в нашем прошлом не было ничего, что могло бы
оправдать  сопротивление.  Самой глубокой чертой нашего исторического облика
является   отсутствие   свободного   почина  в  нашем  социальном  развитии.
Присмотритесь  хорошенько,  и  вы  увидите,  что  каждый  важный  факт нашей
истории  пришел  извне,  каждая  новая  идея почти всегда заимствована. Но в
этом  наблюдении  нет  ничего  обидного  для национального чувства; если оно
верно,  его  следует  принять  -  вот  и  все...

...Обделанные,  отлитые,  созданные  нашими властителями и нашим климатом,

только  в силу покорности стали мы великим народом. Просмотрите от начала до
конца  наши  летописи,  -  вы  найдете  в  них  на  каждой странице глубокое
воздействие   власти,   непрестанное  влияние  почвы,  и  почти  никогда  не
встретите  проявлений  общественной  воли.  Но  справедливость требует также
признать,  что,  отрекаясь  от своей мощи в пользу своих правителей, уступая
природе  своей  страны, русский народ обнаружил высокую мудрость, так как он
признал  тем  высший  закон  своих судеб: необычный результат двух элементов
различного  порядка,  непризнание  которого  привело  бы  к  тому, что народ
извратил   бы   свое   существо   и  парализовал  бы  самый  принцип  своего
естественного  развития.  Быстрый  взгляд, брошенный на нашу историю с точки
зрения,  на  которую  мы стали, покажет нам, надеюсь, этот закон во всей его
очевидности. 
     Есть  один  факт,  который  властно господствует над нашим Историческим
движением,  который  красною  нитью проходит чрез всю навиу историю, который
содержит  в  себе, так сказать, всю ее философию, который проявляется во все
эпохи  нашей общественной жизни и определяет их характер, который является в
одно  и то же время и существенным элементом нашего политического величия, и
истинной причиной нашего умственного бессилия: это - факт географический. 

Profile

seattle
otkaznik
otkaznik

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com