?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Post scriptum

В сообществе просвященных  русскоязычных  юзеров, живущих, как я понимаю, за пределами России, я провел опрос с целью понять отношение участников к интеллигенции. Для этой цели я выбрал произвольным образом несколько афоризмов, задающих некую систему координат. Вопрос был о том, какое из приведенных высказываний ближе опрашиваемому. Сразу оговорюсь, выбранные афоризмы никак не могли покрыть все возможные валентности этого сложного социально-культурного феномена. Это выразилось в несогласии многих опрашиваемых ни с одной из предложенных формул.. И тем не менее, в сочетании с комментариами участников, результаты этого полла дают возможность кое-что понять.

У каждого знакомого с явлением интеллигенции есть свое его понимание, в зависимости от которого он и строит свое к нему отношение. Мне было интересно видеть, что в большом числе случаев люди явно или неявно исходили из некоторых внешних признаков интеллигенции и интеллигентов: манер поведения, профессиональной деятельности, языка и т.п.. Такую квалификацию я бы назвал: «а еще в шляпе». Такое понимание выхолащивает суть явления и немедленно дает судящему основание для негативной оценки. Более того, такое искаженное представление довольно часто бытует и у носителей этого явления, вернее, у тех кто претендует на роль носителей. Тем самым ложное понимание явления усугубляет его искажение и ведет к еще большему непониманию.  Именно это я и обнаружил в комментариях, сопровождавших указанный опрос.

Особо следует отметить типичную реакцию на якобы претензию интеллигенции обладать большей «духовностью». Как только некто наделяет интеллигенцию этой претензией, он немедленно объявляет о своем базовом непонимании сути этого феномена. Отсюда множащийся негативизм в отношении ошельмованной интеллигенции.  Лучшую иллюстрацию я вижу в высказывании Б.И Ярхо, процитированном в статье М.Л.Гаспарова «Интеллектуалы, интеллигенты, интеллигентность»  http://krotov.info/lib_sec/04_g/gas/parov_03.htm

«Человек интеллигентный не есть субъект, много знающий, а только обладающий жаждой знания выше средней нормы»

Из результатов моего опроса следует, тем не менее, что и при недостаточном понимании сути явления, и вследствие этого искаженной его оценке, отношение к интеллигенции оказывается скорее положительным. Наибольшее количество голосов собрало высказывание Ежи Леца, явно положительное по отношению к интеллигенции. А вот отрицательные оценки, данные Маяковским и Лениным, набрали минимум, хотя и не нули.


Интеллигенция — это слой, который предохраняет от хамства. Станислав Ежи Лец
http://l-stat.livejournal.com/img/poll/leftbar.gif?v=7017http://l-stat.livejournal.com/img/poll/mainbar.gif?v=7017http://l-stat.livejournal.com/img/poll/rightbar.gif?v=6803 19 (37.3%)
Интеллигент — это паразит, вырабатывающий культуру. Тадеуш Котарбиньский
http://l-stat.livejournal.com/img/poll/leftbar.gif?v=7017http://l-stat.livejournal.com/img/poll/mainbar.gif?v=7017http://l-stat.livejournal.com/img/poll/rightbar.gif?v=6803 6 (11.8%)
Мандельштам писал: у интеллигента не биография, а список прочитанных книг. А у меня — непрочитанных. Михаил Гаспаров
http://l-stat.livejournal.com/img/poll/leftbar.gif?v=7017http://l-stat.livejournal.com/img/poll/mainbar.gif?v=7017http://l-stat.livejournal.com/img/poll/rightbar.gif?v=6803 9 (17.6%)
Интеллигент — это человек, думающий о людях лучше, чем они о нем. Борис Крутиер
http://l-stat.livejournal.com/img/poll/leftbar.gif?v=7017http://l-stat.livejournal.com/img/poll/mainbar.gif?v=7017http://l-stat.livejournal.com/img/poll/rightbar.gif?v=6803 12 (21.6%)
Интеллигенция есть ругательное слово. Владимир Маяковский
http://l-stat.livejournal.com/img/poll/leftbar.gif?v=7017http://l-stat.livejournal.com/img/poll/mainbar.gif?v=7017http://l-stat.livejournal.com/img/poll/rightbar.gif?v=6803 4 (7.8%)
Не мозг нации, а говно. Владимир Ленин
http://l-stat.livejournal.com/img/poll/leftbar.gif?v=7017http://l-stat.livejournal.com/img/poll/mainbar.gif?v=7017http://l-stat.livejournal.com/img/poll/rightbar.gif?v=6803 2 (3.9%)

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
tandem_bike
Mar. 17th, 2013 05:31 pm (UTC)
я выхолащиваю суть явления.... специально...
таким образом мне не надо задумываться а ля Лоханкин.

кстати пример издевательства над явлением.

для меня интеллигентный человек прежде всего - вежливый и держащий себя с достоинством человек. образование вторично и не-необходимо.

шляпа - да, щляпа все же необходимо, т.е. соответственная внешность. вежливая и достойная. в эту шляпу входит при желании и такие черты поведения как обязательность.

между прочим, со мной абсолютно согласен Чехов.

в ранних пис-мах он "учит жит" Александра, который как и Николай, человек "балалаечный" мягко говоря.
otkaznik
Mar. 17th, 2013 06:34 pm (UTC)
Re: я выхолащиваю суть явления.... специально...
Могу лишь порекомендовать прочитать упомянутую статью Гаспарова. Тогда, быть может, появится плошадка для раговора.
tandem_bike
Mar. 17th, 2013 06:38 pm (UTC)
Re: я выхолащиваю суть явления.... специально...
ох, дорогой, я не так умна как кажусь ;-) и мне трудно эти сложные статьи читать.

я правда очень простой человек, одноклеточный.
otkaznik
Mar. 17th, 2013 07:19 pm (UTC)
Re: я выхолащиваю суть явления.... специально...
Ну, и бог с ней, со статьей. Да и с темой. Я с самого начала предвидел и не хотел туда ходить. Но слаб человек.
tandem_bike
Mar. 17th, 2013 07:20 pm (UTC)
Re: я выхолащиваю суть явления.... специально...
почему - тема хорошая и отзывы интересные - тем более что оленс или ноленс, но там Вы имеете дело именно с интеллигентными людьми кроме меня. в "интуитивном" смысле. которое не поддается определениям.
otkaznik
Mar. 17th, 2013 07:25 pm (UTC)
Re: я выхолащиваю суть явления.... специально...
Вы правы, я кое-что понял. Но надо удерживаться от ругани, а на таких темах она очень напрашивается. Впрочем, на то у меня есть возраст и опыт. Хоть какое-то утешение.
tandem_bike
Mar. 17th, 2013 07:29 pm (UTC)
но почему ругани?
т.е. мне увы часто хочется выругаться, но по другим темам. тема интеллигенции как прослойки или главного достоинства русской культуры которая без этого была бы абсолютно свинской или как просто личностных характеристик - мен т.е. для меня абстрактна и эмоций не вызывает.

с другой стороны думаю то на что мне хочется выругаться ( хоть сегодня) - у Вас бы вызвало даже не пожатие плеч а полный игнор.
otkaznik
Mar. 17th, 2013 07:30 pm (UTC)
Re: но почему ругани?
Как говорил великий Мао: пусть расцветают сто цветов, пусть поют сто птиц.
tandem_bike
Mar. 17th, 2013 07:37 pm (UTC)
деятельность великого кормчего
несколько противоречит его плюралистическим высказываниям...
otkaznik
Mar. 17th, 2013 07:41 pm (UTC)
Re: деятельность великого кормчего
Товарищ Сталин тоже очень любил детей.
tandem_bike
Mar. 17th, 2013 07:51 pm (UTC)
Re: деятельность великого кормчего
и я, но не всех. у меня к детям отношение не сильно отличается от отношения ко взрослым, лет после трех, до того к ним не может быть отношения..
otkaznik
Mar. 17th, 2013 08:00 pm (UTC)
Re: деятельность великого кормчего
Я, собственно, про гастрономические вкусы великих кормчих.
tandem_bike
Mar. 17th, 2013 08:01 pm (UTC)
Re: деятельность великого кормчего
кушал детей. ;-)
otkaznik
Mar. 17th, 2013 08:03 pm (UTC)
Re: деятельность великого кормчего
Ну да, Бармалеи они и есть Бармалеи.
( 14 comments — Leave a comment )

Profile

seattle
otkaznik
otkaznik

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com