?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

...Концепция “советской трагедии” как “истории социализма” во многих отношениях уязвима. В изложении Малии “взгляд снизу”, реконструкции которого посвятила свои усилия “ревизионистская историография” 70-х — 80-х годов, отринут с нарочитой полемической уверенностью, и социальная ткань предстает канвой, по которой вышивает свои узоры политическая идея. Сама идея социализма утрачивает свою многовековую культурную укорененность, а проблема ее соотносимости с российским культурным наследием и типом мышления попросту исчезает. Отмечая сходство России советской со старой Россией, Малия не признает наличия преемственности между ними — и тем более причинности, поскольку “монохромной картине” “восточного деспотизма” “недостает эмпирически удостоверенного передаточного звена, которое бы привело нас от Ивана и Петра к Ленину и Сталину”[13]. Этот упрек метит в Р. Пайпса и его понимание советской политической истории как “прививки марксистской идеологии к неувядающему древу вотчинной ментальности”[14]. Между тем наряду с наивно-реалистическими и даже натянутыми объяснениями (“многие советские административные посты занимали бывшие царские чиновники”) Пайпс представил аргументированный ответ на вопрос о “передаточном звене” и механизме такой передачи. Таким связующим звеном была культура, а механизмом — непрерывность социальной практики: “Те же люди, живущие на той же территории, говорящие на том же самом языке, наследники общего прошлого, едва ли могли превратиться в других существ исключительно благодаря смене правительств”[15]. Невозможно представить себе, чтобы это соображение не приходило в голову Мартину Малии, и если он склонен игнорировать его, то скорее в силу глубочайшей антипатии к западническим версиям революционного социализма, согласно которым хороший социализм стал жертвой российской азиатщины. Отказываясь сопрягать социокультурные особенности России и интегральный социализм, Малия, по сути, освобождает страну от исторической ответственности за ее “социалистический выбор”. Но там, где нет ответственности, нет и субъекта, и, следовательно, невозможна трагедия.

http://magazines.russ.ru/nz/2002/22/ken.html

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
zhsky
Jan. 6th, 2013 07:22 am (UTC)
Спасибо, не видел прежде этот текст. Кен - блестящий автор, как жаль, что он так рано ушёл
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

seattle
otkaznik
otkaznik

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com