?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ничего нет нового в констатации того, что российское общество расколото. Оно расколото давно, глубоко и непоправимо. Есть множество предложений по поводу того, как следует определять демаркационные линии раскола. Между правыми и левыми, между центром и периферией, между русскими и прочими евреями, между интеллигенцией и народом, между православными и басурманами и т.д. и т.п. Я тоже решил бросить свои две копейки в эту копилку. Многолетний опыт жизни в российской культуре, наблюдение ее обитателей и соприкосновение с ними привели меня к выделению одной характеристики, хорошо, на мой взгляд, определяющей природу общественного разлада. Полагаю, характеристика эта морально-психологического свойства. Не скрою, мои соображения были в значительной мере индуцированы блестящей метафорой обратного карго-культа, но не вполне ей тождественны.


Отмечаемая характеристика складывается из способности и готовности людей принимать окружающий мир, данный им в ощущение, так, как он есть, а не как им повелевают их суждения/убеждения. Речь не идет о психической неадекватности. Многие люди вполне способны воспринимать поступающую к ним информацию, более того, зачастую они признают ее значимость и ценность. Однако это признание ограничивается скептическим отношением к применимости этой информации в окружающих их условиях, из которого в свою очередь вырастает недоверие к ней и возврат к своим традиционным взглядам. Возникает привычная раздвоенность сознания, в котором уживаются признание того, что существуют способы улучшения жизни с использованием правильных идей (оставлю-ка этот термин без определения и претворюсь, что он очевиден), наряду с отрицанием возможности воспользоваться этими идеями в собственном бытии. Эта раздвоенность преодолевается с помощью имитации осуществления правильных идей. К имитации прибегают по разным причинам и соображениям. Иногда в целях маскировки собственных неблаговидных намерений, иногда в силу непонимания существа правильных идей, часто для того, чтобы продемонстрировать миру свою приверженность правильным идеям.

В российской жизни имитация всегда играла очень важную роль. Вспоминаю, как много-много лет назад после мракобесных сталинских лет стали пробиваться в советской жизни свежие ростки. Частично реабилитировали буржуазные науки и всепобеждающему маркситскому учению пришлось потесниться, дав некое пространство кибернетике и методам управления в экономике, где до того ничего кроме политэкономии быть не могло. Экономистам стало неприличным создавать научные труды без математических формул. А экономисты были все те же, советской выучки. Поэтому они стали приглашать к себе математиков и говорить им: вот мои нетленные экономические идеи, а вы, математики, вставьте туда ваши крючки. Таких примеров можно найти множество.

Ни в коем случае я не утверждаю, что было только так. Напротив, мое начальное желание выявить характеристику общественного раскола как раз приводит меня к разделению общества на тех, кто привержен имитации, и тех, кто предпочитает жить в реальной действительности. В советской жизни был Леонид Витальевич Канторович, но были и, скажем, академик Львов, если говорить об экономике. А в философии Федосеев и Митин.

Сейчас очень хорошо видно как имитация как способ существования продолжает свой марш в России. Сегоднешние «выборы» президента яркий тому пример. Как и вся созданная политическая система России это имитация демократического устройства, преследующая как раз отмеченные цели: показать миру, что не лаптем щи хлебаем, убедить (обмануть) собственных граждан в том, что у них есть выбор, устроить под этой вывеской свой гешефт.  


Profile

seattle
otkaznik
otkaznik

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com