?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О национализме

Ночью полагается спать, но не всегда получается то, что полагается. Вот и коротаешь ночь за компьютером.

То, что национализм по сути своей деструктивен, понятно. И его деструкция неизбежно и логически обращается на сам предмет культуры. Впервые я понял это, читая моего старинного приятеля-однокашника, с которым судьба развела меня давно, но я продолжаю, как могу, из своего далека следить за его «творческими достижениями». Вероятнее всего, если бы его писания попались мне без знания, что написаны они мне очень хорошо знакомым человеком, к которому в юности я испытывал не только симпатию, но и изрядное уважение как к человеку незаурядному, то читать бы я этого не стал – неталантливо и очень уж вонюче. Но тут любопытство и неразрешимый вопрос – как же так, вот дружили и «вдруг» из человека такое поперло.

Приписал человек себя к цеху поэтов, да не простых, а с претензией на настоящее понимание истинной русской природы, в противовес природе нерусской. Создал свой пантеон (почему бы и нет, всяк имеет право), но попутно расставил всех по местам, кто русский (т.е. настоящий и правильный), кто нерусский (само собой ненастоящий и неправильный, да что там неправильный, вредный) и вот (!)

Пушкин недостоин своего места первого поэта России:

"Не пытаюсь отгадать всего, но о молоденьком Саше Пушкине знали многое: “Его сердце пусто и холодно, в нём ни любви, ни религии”. Это директор лицея Энгельгардт. Пущин после напишет, что в дружбе был нестоек, тщеславен. П. Анненков – что легко поддавался влияниям и т. д. Как говорится, чего же боле? что я могу ещё сказать... К будущей роли подходил едва ли не идеально: в нём самом не было самодвижущейся субстанции. “Пушкин” стал должностью.",

Гоголь кошмарен:

"Нет, я не отвлёкся: как можно читать божественного Лермонтова после жуткого Гоголя? “Ревизор”, “Мёртвые души” – это знание России? Надо же представить себе персону, её душевное, извините, состояние, при котором человек видит, в основном, таких: Собакевич, Плюшкин, Неуважай-Корыто, Ляпкин-Тяпкин, Бобчинский и Добчинский, Акакий Акакиевич, Сквозник-Дмухановский, Шпёкин, Уховертов, Держиморда (подарок “нашей” журналистике), Растаковский, Пошлёпкина, Подколёсин, Яичница (а это тоже тонкий юмор), Анучкин, Жевакин, Довгочхун, Перепёнков, Голопузь... нет, больше не могу.",


Достоевского любит весь мир, но поэтому он не ценен для России:

"Допустим, Достоевского “читает весь мир”, но ведь как раз потому, что собственно русского в его произведениях очень мало! Разве мы не знаем отношения к России “всего мира”? Когда это он интересовался именно русским?"

и т.д. и т.п. Сделал себе человек кумиром Лермонтова, о ком книжка как будто и написана и успокоился бы, ан нет, раз уж русская правда одна и именно такая, то другим правдам там не место, они от лукавого, т.е. заброшены вражескими силами, только и думающими как настоящее русское извести.

Ну ладно, в конце концов это, как говорится, факт из моей биографии. Но тут натыкаюсь на записи другого человека по другому поводу. На этот раз человека безусловно талантливого:

"Из тетради (1989),1994
В заметке "Симфонизм - казенное искусство тоталитарной Эпохи" Г. Свиридов, отталкиваясь от политизированного симфонизма Шостаковича и изображения в искусстве русского народа в виде безликой массы заключает: 'Искусство ХХ века… внесло свой вклад в снижение уровня духовности культуры, в насаждение цинизма, скотоподобный человек стал в центре внимания искусства (половое сношение в опере "Леди Макбет", переданное глиссандо тромбонов). Обгадить человека стало первейшей задачей искусства, тогда как искусство прошлого идеализировало русскую старину, веру, народ русский и его исторические деяния…'".

И понимаю с полной очевидностью, что у национализма нет иного предназначения, кроме оскопления и в конечном итоге уничтожения культуры.

Profile

seattle
otkaznik
otkaznik

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com