?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Читая разнообразные суждения интернетовской публики (русскоязычной, впрочем, что видимо важно отметить), обращаю внимание на то, что публика не стесняется делиться своими религиозными переживаниями. Делятся представители разнообразных конфессий, и православные, и католики, и протестанты, и мусульмане. А вот атеисты как-то стесняются высказываться в защиту своих позиций. Есть ощущение, что высказывание атеистических взглядов как-то не очень прилично, в отличие от религиозных, которые вполне comme il faut. Наверное это есть реакция на долгие годы советского преследования и запрета религиозных отправлений. Не очень понятно, почему именно эта часть советской идеологической фильтрации подверглась такой инверсии, тогда как другие совсем нет.

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
vespro
Nov. 22nd, 2010 05:16 am (UTC)
Мне лично атеисты крайне симпатичны. Просто как самостоятельно думающие люди.
otkaznik
Nov. 22nd, 2010 05:21 am (UTC)
Ваша симпатия не отменяет отмеченного чувства неловкости, которое испытывают атеисты. Замечу кстати, что по моим наблюдениям в американском обществе говорить на эти темы вообще не принято, вне зависимости от точек зрения. Только между уж совсем близкими людьми.
vespro
Nov. 22nd, 2010 06:53 am (UTC)
Атеисты, как мы с вами знаем, тоже люди. А следовательно - весьма разные...
А про американцев - ну, другая культура. Не только в этом смысле.
otkaznik
Nov. 22nd, 2010 02:18 pm (UTC)
Конечно люди и разные. Я попытался высказать суждение об «усредненном» представителе той или иной категории. И про различие культур спора нет. Но как раз тут-то и интересно было посмотреть. Необходимость сосуществования в мультикультурном, мультирасовом американском мире привела к выработке кодекса, обеспечивающего уровень толерантности, частью которого выступают ограничения на определенные темы.
profpr
Nov. 22nd, 2010 05:33 am (UTC)
Не думаю, что вопросы приличия тут важны. Во-первых, для убедительной защиты атеистических позиций у большинства из нас нет образования - как, впрочем, нет его и для защиты теизма. Во-вторых, подозреваю, что настоящих атеистов просто мало, большинство - агностики, которым вопросы религии и атеизма равно безразличны. В-третьих, если под примитивным атеизмом понимать критику РПЦ, то в моей ленте это вполне встречается.
otkaznik
Nov. 22nd, 2010 05:51 am (UTC)
Вы побежали в другую сторону. Я говорю именно о том, что признается общественно приличным. В русскоязычной среде я вижу, как люди стесняются высказывать атеистические взгляды. Именно атеистические, которые, как и религиозные, относятся к понятию веры, а не знания. В этом смысле говорить о достаточности образования вряд ли стоит. Обьявление себя агностиком я рассматриваю как часто используемый удобный прием сокрытия истинных наклонностей.

Edited at 2010-11-22 10:13 pm (UTC)
profpr
Nov. 22nd, 2010 10:41 pm (UTC)
По-моему, как раз в правильную. Для верующего человека вопрос существования Бога является самым главным вопросом жизни. Для неверующего вопрос о несуществовании бога обычно вообще неинтересен. Поэтому нельзя ожидать одинакового количества комментариев от верующих и неверующих по вопросам религии - не потому, что вторые стесняются, а потому, что им, по большому счету, все равно.
otkaznik
Nov. 22nd, 2010 10:59 pm (UTC)
Обращаю Ваше внимание на то, что Вы заменили атеиста на неверующего агностика. И здесь-то собака порылась. Для атеиста вопрос существования бога не менее важен, чем для верующего. Он строит свою модель мироздания на отрицании бога, как верующий на утверждении его существования. Если с этим согласиться, то мой вопрос станет осмысленным. Если же приравнять, как Вы делаете, атеистов агностикам, то он вероятно утратит свою упругость.
profpr
Nov. 22nd, 2010 11:25 pm (UTC)
Совершенно согласен, заменил. Но, во-первых, в самом начале я честно сказал, что атеистов очень мало. А, во-вторых, и для атеистов я сомневаюсь, что вопрос о несуществовании бога так же важен, как и для верующего: может ли быть важным то, чего нет? К примеру, для верующего А. смысл жизни состоит в подготовке к воссоединению с Богом и последующей вечной жизни, по сравнению с которым наиболее полное земное счастье - как китайский пластик. Я очень сомневаюсь, что для атеиста Б смысл жизни будет состоять в неподготовке к воссоединению с богом.
otkaznik
Nov. 22nd, 2010 11:51 pm (UTC)
Честно говоря, мне не очень хочется влезать в дебри схоластических дискуссий по поводу вещей, которые не слишком-то и важны для меня. Вяло отвечу, (1) никто не знает, сколько на самом деле есть атеистов; (2) Вы полагаете главным вопросом религиозного сознания вечную жизнь. Тезис заманчивый, но небесспорный. Во всяком случае и помимо этого вопроса существование или отсутствие бога оказывает очень сильное воздействие на построение картины мира. На мой взгляд потребность целостной картины мира чрезвычайно сильна в человеке. Кроме того, даже в рамках религиозного сознания вопрос о вечной жизни решается в разных религиозных системах по-разному.
profpr
Nov. 23rd, 2010 12:00 am (UTC)
Если вы атеист, то сами себе и ответили :-) Не очень-то и важны для вас эти вопросы. Тезисно.
Я, конечно, пишу о той религии, с которой более-менее знаком.
Процент self-identified атеистов регулярно появляется в опросах.
Главный вопрос - не вечная жизнь, а существование Бога.
Влияние религии на науку - вопрос меня интересующий, но не для этой дискуссии.
( 11 comments — Leave a comment )

Profile

seattle
otkaznik
otkaznik

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com