otkaznik (otkaznik) wrote,
otkaznik
otkaznik

Экономические размышлизмы

Удивительно, все же, что реформа РАО ЕЭС продолжается. По идее ее давно бы надо было похоронить как идущую в противоположном направлении тому, куда указывает Кремль, а он указывает на все большее укрупнение компаний при доминирующем контроле со стороны государства. Чубайс, несмотря на все свои очевидные и не очень очевидные грехи, понял довольно рано пагубность сохранения государственных монстров-монополий и предложил вариант раскассирования одной из них. Интересно будет наблюдать, что получится в результате продаж ОГК и ТГК -- планы и реализация далеко не одно и то же.
Сейчас я вижу, как проблемы, заставившие Чубайса взяться за сложнейшую, но необходимую реформу электроэнергетики, загоняют другого монстра -- РЖД -- в крайне неприятную ловушку. Растущая экономика требует пропорционального роста ж.-д. перевозок, для чего необходимо, как минимум, покупать новый подвижной состав -- старый изношен и его недостаточно. Существующие тарифы не в состоянии обеспечить уровень отдачи достаточный для финансирования инвестиций при данных технологиях. Монопольный характер железной дороги никак не способствует технологическим инновациям -- технологически российские железные дороги застряли где-то на уровне 50-х годов прошлого века. Им известен лишь один способ «сведения» своей экономики -- повышение тарифов. Объявленное разделение инфраструктурной, вагонной и локомотивной составляющей тарифов не дает ожидаемого эффекта, поскольку определение вагонной составляющей остается тайной за семью печатями и употребляется дифферренцированно для вагонов РЖД и частных владельцев. Доступ к инфраструктуре также дифференцирован и полностью и бесконтрольно определяется тем же РЖД. Ожидать запланированной конкуренции в этих условиях вряд ли приходится. Финансирование новых инвестиций в таких условиях будет происходить традиционным способом - ростом тарифов. А это неизбежно приведет к всплеску инфляции, не говоря уж об очень опасных последствиях для сибирских угледобывающих районов. Уголь составляет почти 24% всех перевозимых по железной дороге грузов, а тарифы на дальние перевозки угля сохранялись на искусственно низком уровне для поддержания конкурентоспособности кузбасских, красноярских и якутских углей.
Запланированное строительство новых угольных электростанций в России усугубит проблему. Объем перевозимого угля резко возрастет, а расстояния в России меньше не станут. Проблема решается только радикальным изменением всей структуры железнодорожного транспорта и в первую очередь разрушением ее губительной монополии.
Tags: ж-д.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments