otkaznik (otkaznik) wrote,
otkaznik
otkaznik

Как бы философское

Размышляю о несовершенстве мира, отразившемся в сугубо прикладном экономическом сюжете.

В России продолжается (вопреки всем ожиданиям даже тех, от кого это зависит) реформа естественных монополий. Я в первую очередь о своем, девичьем – железных дорогах. РЖД расстается с подвижным составом, в первую очередь с вагонами. Вагоны уходят в операторские компании, РЖД становится чисто инфраструктурной компанией. Немедленно возникает проблема с существующей тарифной системой – знаменитым Прейскурантом 10-01. Как менять этот артефакт советской экономики, который мало подходит к современному состоянию отрасли.

 

Одна из проблем в том, что в сути этой системы заложена идея перекрестного субсидирования. На сегодня тарифы на перевозки грузов дифференцированы в зависимости от ценности груза. Перевозки дорогих грузов оплачиваются по более высоким ставкам, чем грузы дешевые.  И тем самым часть оплаты доставки дорогих грузов идет на погашение недостатка оплаты грузов дешевых. Иначе не получается. Скажем, перевозки угля (а он составляет порядка четверти всех грузоперевозок в стране) станут просто невозможными, поскольку в российских условиях (большие расстояния, устаревшая технология и т.п.) издержки угольных перевозок превосходят стоимость груза. Если установить «правильную» систему оплаты перевозки, исходящую из реальных затрат на работу по доставке груза, то огромный кусок экономики – угольная промышленность -- окажется под ударом. Отсюда вынужденность казалось бы порочного кросс-субсидирования. Действительно, если вы предоставляете инфраструктурную услугу, скажем, железнодорожный путь, то какая разница, какой груз движется по этому пути, золото или мусор. Транспортная работа одинакова. Почему же в одном случае за нее надо брать большую плату, чем в другом?  Но так ли уж порочна идея кросс-субсидирования? Если посмотреть на оплату транспортных услуг как на налог, то можно провести параллель между перекрестным субсидированием тарифов и прогрессивной шкалой налогообложения. Наверное, в идеальном мире ни того, ни другого не должно быть, но на практике прогрессивная шкала используется и вполне конкурирует с плоской.



Tags: ж-д.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 11 comments