?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На недавней встрече с рабби Рапопортом (http://www.facebook.com/note.php?note_id=371045596139) я, кажется, наконец уяснил, что такое евреи. Смущавший меня до того дуализм определения был усвоен и все как будто улеглось. Все же иногда полезно поговорить с раввином, даже если твои сугубо внерелигиозные представления никак не корреспондируют с его страстной верой. Попутно захотелось соприкоснуться с вечным еврейским вопросом.

Желание потянуло за собой чтение. Конечно, в первую очередь перечитал любимого Михаила Гершензона. Его интереснейшая полемика с сионистами странным образом сомкнулась с неприятием рабби Рапопорта светского начала государства Израиль. Правда основания для возражения у Гершензона и у рабби сильно разные. Гершензон видел историческую миссию еврейского народа в указании прочим народам пути к освобождению от национальной ограниченности и слиянию в творческой свободе. В этом смысле он рассматривал сионистскую идею создания еврейского государства как возврат назад к национальной обособленности, тогда как вся история рассеяния указывает на последовательную реализацию предначертанного евреям. Рабби Рапопорт усматривает в создании современного светского Израиля опасность для еврейского народа раствориться в мире и забыть еврейскую традицию, следование которой есть главная задача евреев. В общем, очень интересно. Причем интересно не мне одному. Вот академику Шафаревичу тоже очень интересно. Он в своем труде «Трехтысячелетняя загадка» уделяет особое внимание Михаилу Осиповичу:

 

 «Из всего, что мне известно, на меня самое глубокое впечатление произвела работа М.О.Гершензона "Судьбы еврейского народа", ее название я и взял в заглавие этого параграфа. Прежде всего, для меня было ошеломляющим открытием: Гершензон, автор и даже организатор "Вех", тонкий специалист по русской литературе, казался мне примером полностью ассимилировавшегося еврея (да он не раз и писал "мы, русские интеллигенты"...); а тут такая страстная поглощенность судьбой еврейского народа! А кроме того, работа насыщена сильным чувством и глубокими, убеждающими мыслями. Например, статья Гершензона в "Вехах" производит гораздо меньшее впечатление. Автор, видимо, чувствует неразрешимость вопроса приемами привычного нам рационального мышления, опирающегося на исторические или социологические факторы, поэтому он апеллирует скорее к образам и чувствам.»

 

Бедный Михаил Осипович. Знал бы он, для каких целей будут использованы его замечательные мысли.

Profile

seattle
otkaznik
otkaznik

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com