?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Попал в руки интересный документ с описанием стратегии развития грузовых ж.-д. перевозок в России до 2015 г. Стратегию и модель рынка разрабатывал всемирно известный консультант МкКинзи. Смысл работы состоял в том, чтобы показать, что РЖД и тов. Якунин все делали и все делают правильно. Ну, про это понятно: кто платит деньги, тот ее и танцует. Про нарушения логических связей в докладе говорить не интересно - торчат из всех щелей. Но одно место мне показалось любопытным. Одним из главных тезисов доклада было оправдание новой создаваемой Второй грузовой компании (ВГК).

 

Первая грузовая компания (ПГК) была создана несколько лет назад. Ее назначение состояло в том, чтобы вывести значительную часть грузовых вагонов из собственно РЖД. Этот ход вполне понятен и лежит в русле реформы ж.-д. транспорта, направленной в числе прочего на разделение вертикально-интегрированной структуры (МПС) на конкурирующие элементы. Появились независимые компании-операторы подвижного состава и самой крупной стала ПГК. Среди появившихся операторов подвижного состава действительно возникла конкуренция, работа вагонов стала намного более эффективной, а главное – эти компании стали способными финансировать покупку новых вагонов. В условиях неэффективной работы РЖД и прижатого регулятором тарифа вагонный парк быстро иссякал по причине невозможности финансирования.

 

Появление конкуренции на рынке ж.-д. перевозок, в том числе и конкуренции с самим монопольным перевозчиком РЖД, вернее с его вагонным парком, явление безусловно прогрессивное. Но вот привыкшим к злоупотреблению монопольным положением руководителям РЖД ситуация явно не понравилась. И возникла идея – создать Вторую грузовую компанию, отдать туда оставшиеся у РЖД грузовые вагоны и устроить дуополию из ПГК и ВГК. Таким макаром РЖД, разумеется сохраняя контроль над своими дочками и обеспечивая им преимущественный доступ к инфраструктуре, получает возможность выскальзывания из-под регулирования вагонной составляющей. С конкурирующими операторами-владельцами подвижного состава расправятся привычным административным ресурсом. Мечта идиота – естественная монополия без регулирования. А компетентные консультанты МкКинзи на голубом глазу доказывают, что такая вот дуополия наиболее эффективна в новых рыночных российских условиях. Приходится краснеть за принадлежность к гильдии этой древнейшей профессии.

Tags:

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
iti
Mar. 2nd, 2010 06:09 pm (UTC)
как мне было сказано не-скажу-каким-начальством не-скажу-где: "Приходите на тендер и сами приводите с собой конкурента, который вам проиграет"
otkaznik
Mar. 2nd, 2010 06:10 pm (UTC)
Знакомо.
alicebrown
Mar. 2nd, 2010 06:51 pm (UTC)
Понимаю. :)
И какой отличный сюжет для авантюрного романа:)
tsvetna
Mar. 2nd, 2010 06:55 pm (UTC)
Там материалу столько, что можно сагу о Форсайтах писать :-)
alicebrown
Mar. 2nd, 2010 07:01 pm (UTC)
Не то слово!
:)
otkaznik
Mar. 2nd, 2010 07:15 pm (UTC)
Выйду на пенсию -- займусь. Только вот надо решить, кого из них делать Форсайтами. Сложновато у них с оксфордским акцентом.
( 6 comments — Leave a comment )

Profile

seattle
otkaznik
otkaznik

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com