otkaznik (otkaznik) wrote,
otkaznik
otkaznik

Консультанты – продажные девки российского феодализма

Попал в руки интересный документ с описанием стратегии развития грузовых ж.-д. перевозок в России до 2015 г. Стратегию и модель рынка разрабатывал всемирно известный консультант МкКинзи. Смысл работы состоял в том, чтобы показать, что РЖД и тов. Якунин все делали и все делают правильно. Ну, про это понятно: кто платит деньги, тот ее и танцует. Про нарушения логических связей в докладе говорить не интересно - торчат из всех щелей. Но одно место мне показалось любопытным. Одним из главных тезисов доклада было оправдание новой создаваемой Второй грузовой компании (ВГК).

 

Первая грузовая компания (ПГК) была создана несколько лет назад. Ее назначение состояло в том, чтобы вывести значительную часть грузовых вагонов из собственно РЖД. Этот ход вполне понятен и лежит в русле реформы ж.-д. транспорта, направленной в числе прочего на разделение вертикально-интегрированной структуры (МПС) на конкурирующие элементы. Появились независимые компании-операторы подвижного состава и самой крупной стала ПГК. Среди появившихся операторов подвижного состава действительно возникла конкуренция, работа вагонов стала намного более эффективной, а главное – эти компании стали способными финансировать покупку новых вагонов. В условиях неэффективной работы РЖД и прижатого регулятором тарифа вагонный парк быстро иссякал по причине невозможности финансирования.

 

Появление конкуренции на рынке ж.-д. перевозок, в том числе и конкуренции с самим монопольным перевозчиком РЖД, вернее с его вагонным парком, явление безусловно прогрессивное. Но вот привыкшим к злоупотреблению монопольным положением руководителям РЖД ситуация явно не понравилась. И возникла идея – создать Вторую грузовую компанию, отдать туда оставшиеся у РЖД грузовые вагоны и устроить дуополию из ПГК и ВГК. Таким макаром РЖД, разумеется сохраняя контроль над своими дочками и обеспечивая им преимущественный доступ к инфраструктуре, получает возможность выскальзывания из-под регулирования вагонной составляющей. С конкурирующими операторами-владельцами подвижного состава расправятся привычным административным ресурсом. Мечта идиота – естественная монополия без регулирования. А компетентные консультанты МкКинзи на голубом глазу доказывают, что такая вот дуополия наиболее эффективна в новых рыночных российских условиях. Приходится краснеть за принадлежность к гильдии этой древнейшей профессии.

Tags: ж-д.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments