otkaznik (otkaznik) wrote,
otkaznik
otkaznik

Category:
Благодаря подсказке известного блогера, ученого и поэта, я узнал про этот в высшей мере любпытный текст Станислава Лема. Ранее он мне не попадался, что немудрено, поскольку  Лема я знаю очень поверхностно. Вот кода этого замечательного текста:

«Мои заметки содержат существенное противоречие. Сначала такую многолюдную сферу, как литературная критика, я объявил пустотой, а потом заполнил эту мнимую пустоту собственными безапелляционными суждениями. Не могу отразить это обвинение даже объяснением, что хотел только попробовать, с какими критериями можно подойти к созданию художественных произведений в одной из тех переходных сфер, где эротичность тематики отягощает до граннц возможного подъемную силу художественно-литературных средств. Не могу отразить обвинения в противоречивости, потому что не знаю, каждый ли (а точнее - знаю иаверняка, что не каждый) согласится с моими предпосылками. В свою защиту могу только сослаться на почтенные примеры, какими являются философы-солипсисты, пишущие произведения о солипсизме, поступая при этом непоследовательно, ибо если они верят, что кроме них никого не существует, то не могут рассчитывать на читателя своих трактатов о солипсизме. Для кого-то "Стена" и "Любовник леди Чаттерлей" могут быть, конечно, отличной литературой, а "Лолита" - книгой, в которой единственной вещью большого калибра является свинство. Ничего с этим не поделаешь. Не верю в то, чтобы кто-либо (например, проницательный критик) мог читателя, который книгу yжe прочел и с презрением отбросил, переубедить и вызвать в нем восхищение. Никогда меня белый медведь не склонит к нырянию под арктические льды, хотя я и не сомневаюсь, что ему это приятно. Но "Лолита" (если уж мы не согласимся так идеально, как только возможно) является проблемой особой, из пограничья тех сфер, о которых я уже упоминал. Эта повесть находится на той неуверенной почве, которая отделяет триллер от психопатологической драмы. Сфер таких гораздо больше: между психопатологическим анализом и криминальной повестью, между научной фантастикой и литературой без определения, или, наконец, между литературой "для масс" и литературой элитарной. Ибо, по-моему, не приходится сомневаться, что разрыв между уровнем продукции типа масс-культа и произведениями, высоко котирующимися на особой художественной бирже, все растет. И хотя попытки совмещения этих ужасно далеких разновидностей литературной продукции кажутся безумными, а экспериментатор на этом поле может лишиться как читателей-интеллектуалов, которые не захотят больше его читать, так и массовых читателей, ибо это еще чересчур сложно, - я бы отважился на такие гибриды сделать ставку. Они могут оказаться жизненными даже и без той атмосферы скандала, который из массы неустанно издающихся в мире книг выделил "Лолиту".»
https://www.booksite.ru/fulltext/0/001/001/033/63.htm?fbclid=IwAR0G8BRP_WIKUDLJOFHSj20s61ibtb3uPxS6-NaPCHjmfNl03PeO1mbxGDg

Мне показалось знаменательным, что Лем выстраивает параллели между Набоковым и ФМД. Я убежден, что Лем не мог не знать о крайне негативном отношении Набокова к ФМД, хотя в тексте ничего об этом не говорится. С другой стороны сам Набоков не мог не сознавать очевидных аллюзий, на которые указывает Лем. Остается гадать, умышленно ли он противопоставил своего протагониста героям ФМД или же такое противопоставление вытекает из самого глубинного различия в мироощущениях двух писателей.
Tags: книги, литература, набоков, фмд
Subscribe

  • (no subject)

    На «Эхе» интервью Лукашенки CNN. Лукашенко – африканский Бармалей, понятен и прост как две копейки. Интересны разве что комментарии…

  • Кое-что о втором начале термодинамики

    Завершился спектакль в российском политическом театре Карабаса-Барабаса под названием «выборы». Фарсовый эпизод с Венедиктовым, --…

  • (no subject)

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments