otkaznik (otkaznik) wrote,
otkaznik
otkaznik

Category:
В прошлом году меня занимал вопрос о том, как распределяются политические предпочтения среди русских иммигрантов. Немедленная оговорка: под русскими понимаются все выходцы из бывшего Нерушимого, говорящие по-русски. Тогда я даже совершал подвиг, опрашивая знакомых, полузнакомых и даже незнакомых иммигрантов. Конечно, ни о какой репрезентативности и речи не могло быть, опрос был любительский, призванный лишь дать какое-то представление о предмете моего любопытства. Полученные результаты я изложил у себя в жж, отчетливо при этом сознавая малую заинтресованность кого-либо в моих размышлизмах. Прокисшее молоко и я не собираюсь снимать с него пенку. Вспомнил его потому, что совсем неудивительным образом множество сторонников Трампа из того моего опроса совпадает, по моему нынешнему впечатлению, с множеством тех русских иммигрантов, которые непререкаемо выступают с осуждением протестов, развернувшихся на улицах американских городов. Среди них я хочу выделить одну характерную и наиболее мне знакомую социальную группу, к которой  принадлежу и я сам.
Группа эта составлена из немолодых, мягко говоря, людей, как правило евреев, образованных, эмигрировавших из больших городов Нерушимого. Эта информация пригодится для лучшего понимания проблемы, которую я собираюсь обозначить. Я убежден, что если спросить каждого представителя этой группы в лоб, расист ли он, ответ будет яростно отрицающим. Более того, если попытаться расшифровать их понимание причин массовых волнений в Америке, то можно услышать отрицание расовой подоплеки вообще. Т.е. расовая подоплека в их трактовке звучит постоянно, но с совершенно расистских позиций. Многотысячные демонстрации представляются им и ими как вылазки экстремистских, бандитских группировок, часто обвиняемых даже в терроризме. Масла в огонь таких трактовок подливают многочисленные акты вандализма, грабежей и мородерства, безусловно имевшие место во многих местах. Антирасистский элемент выступлений или игнорируется, или объявляется ширмой, прикрытием бандитских намерений толпы. А поскольку во главе колон демонстрантов идут черные, то, приняв за чистую монету версию об отсутствии антирасистского элемента, приходится признать именно расистский характер предлагаемых объяснений.
Главным образом в доказательство такого понимания предъявляется тот факт, что кардинальная десегрегационная реформа полувековой давности устранила почву для расизма, а стало быть никакой расовой дискриминации быть не может и она используется только как предлог для бандитских выступлений. И тут мне придется напомнить выбранной мною группе некоторые особенности их советского прошлого. Если исходить из официально провоглашенных советских законов и норм общественного существования, то никакого антисемитизма в Нерушимом не было и быть не могло. У людей, кого это касалось непосредственно, такое заявление не могло не вызвать улыбки. Пятый пункт в советской анкете означал клеймо, смысл которого нет смысла объяснять тем, кто жил там. Я и не стану расшифровывать, и так ясно. Так же как ясно, что никакими декретами невозможно за ничтожный исторический срок изжить стереотипы, складывающиеся веками. Можно ли в таком случае ожидать, что за прошедшие полстолетия американское общество сумело избавиться от расистских стереотипов, сопровождавших его жизнь практически вся историю сущестования государства? Ответ очевиден.
Теперь, продолжая начатую параллель, я предложил бы моим «согруппникам» провести следующий мысленный эксперимент. Предположим в 70-х годах прошлого века кто-то из них (из нас!), отчаявшись найти справедливость в отношении к себе общества и государства, испытывая боль и тревогу за судьбу детей, не выдерживает и выходит на демострацию с плакатом, скажем, такого содержания: «Евреи тоже люди». Если это фразу взять в отрыве от контекста жизни в Советском Союзе, то она может показаться просто бессмысленной. Однако как только мы вспомним контекст, она исполняется глубокого смысла, как и акция отважившегося выйти с таким плакатом на улицу. А теперь вернемся к в наши дни и посмотрим на лозунг «Black lives matter». Очевидно, что два лозунга изоморфны относительно взаимоотношений некой выбраной социальной группы и общества в целом. Не видящие этот изоморфизм лишены элементарной способности логического мышления.
Разумеется я рассматриваю только один узкий аспект проблемы, вбирающий в себя запутанный клубок социо-культурных противоречий. Распутать его чрезвычайно трудно, но его требуется именно терпеливо распутывать, а не рубить. Речь идет о жизнях людей и даже о выживании всего общества в целом.
Tags: америка, антисемитизм, евреи, идиосинкразия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments