Среди моих реальных и виртуальных собеседников есть условно правые (большинство) и условно левые (меньшинство), УП и УЛ. Это факт из моей биографии, никак не отражающий реального расклада сил. УП называют протестующих бандитами, УЛ называют их борцами за справедливость. Названия и аббревиатуры мои, выжаты из соответствующих идеологических позиций. Вдруг обратил внимание на то, что в разговорах с УП я упорно доказываю объективную неизбежность протеста, а с УЛ – его неправоту. Вероятно по вздорности характера. Как Портос, дерусь, потому что дерусь. Но как много уже времени, а особенно последние дни, вопрос остается: «с кем вы, мастера культуры». Никуда не денешься, приходится разбираться. Трудно, но иногда удается что-то понять. Хотя бы на время.
Как и многие выходцы из гоголевской шинели советского прошлого тем более обремененный возрастом, я вынужден констатировать в себе моментальное инстинктивно вскипающее осуждение уличного протеста, тем более сопровождающегося волнами грабежей, мородерства и т.п. неизбежных в таких случаях эксцессов. Кадры громимых магазинов, разбиваемых витрин, уличных стычек и груд мусора на улицах городов усиливают эту первую реакцию. Однако после некоторых размышлений я вынужден признать ее поспешность и попытаться сформулировать то, к чему прихожу в результате таких раздумий.
- Люди с реакцией подобной моей первой спонтанной – это по преимуществу старики или около того с таким же советским прошлым как у меня. Молодежь, особенно та, что выросла в Америке, относятся к происходящему совершенно по-другому. Причем в подавляющем своем большинстве.
- В эти дни массовых протестов постоянно вспоминаются протесты прошлых лет. Многажды повторяется история американского гражданского движения за права людей и в частности против расовой сегрегации 60-летней давности. Именно это движение привело к радикальному изменению американского законодательства и юридической ликвидации расового неравенства. Общественное сознание менялось хотя и медленнее, но все же пришло даже к тому, что президентом страны стал чернокожий. Представить себе такое еще полвека назад было бы немыслимо.
- Американская демократическая государственная конструкция представляется мне наиболее эффективной в современном мире. Она способна реализовать обратную связь с обществом и реагировать на постоянные вызывы времени. Но и она далека от совершенства. Помимо всего прочего государство здесь как и везде обладает «собственной волей», т.е. по самой своей сути всегда стремится к реализации собственных целей часто противоположных интересам общества. Поэтому пока существует государство даже весьма эффективного устройства оно всегда будет нуждаться в поправках со стороны общества за пределами собственно формальных демократических инструментов. Уличный протест – одна из форм таких поправок.
- В американском обществе накопился ряд серьезных проблем, с которыми существующая система очевидно не справилась и не справляется. Их наличие как раз определяется возникновением социального протеста наряду с растущей политической поляризацией страны, ярким проявлением которой стало президентство Трампа и продолжающийся раскол по линии его политики и его выступлений.