?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Из ФБ

 

Я совсем не претендую на то, что у меня есть картина сегодняшнего дня. Скорее даже нет, тем, кто следил по Дождю и сетям, было многое виднее. Но все же несколько соображений, может быть, преждевременных.

Во-первых, мы видели пример того, что получается, когда отдан дурацкий приказ. Путин (предположительно) сказал: самым жестким образом, но без перегибов. И что? Приказ выполнили по числу задержанных. Но в целом, эффект обратный. В отличие от Болотной, психологически победили сегодня митингующие. Полностью победили. Несмотря на всю свою мощь, выставленная против них армия выглядела неповоротливой, злой и неэффективной.

Второе. Больше нет запрещённых митингов. Стало ясно, что если мобилизация высока и людей много, то в территорию митинга превращается вся окружающая территория города. И это даже эффектнее. Не надо ждать ударов по голове и стоять, где ты стоишь. Надо двигаться.

Третье. Ключевой и самый большой сегмент митингующих, это люди от 20 до 40 лет. И их настрой, решительность и манера действий отличаются от того, что было раньше. И они настроены довольно твёрдо. Неожиданно твёрдо.

Четвёртое. Не знаю 10 тыс, как я оценил то, что видел, или 15 тыс, как пишут некоторые. Скорее второе или третье, потому что больше тысячи задержанных. А это не был каждый 10й далеко. Но важнее другое. Среди основных возрастных контингентов участников (20-40) сейчас в городе находится примерно половина (лето). Это интересно. Из этого вытекает пятое.

И пятое. Что будет, если представить сегодняшний сценарий, но удвоить или утроить число участников? Будут два последствия: люди начнут оказывать сопротивление омону и перекрывать улицы. ОМОН озвереет (потому что его натаскивают на это), будут тяжелые травмы, случайные жертвы и колоссальный информационный эффект. Эта эскалация приведёт к дальнейшей институциональной деградации режима: все запрещаем, всех давим, все решения в любых сферах чисто политические и охранительные.

В общем, ту мейк ит шорт: сегодняшний день не напугал, скорее укрепил, а напугать - как видно по сегодняшнему дню - это будет стоить режиму дорого. Это переход на другую ступеньку, и черт его знает, как там сложится.

Originally posted at otkaznik1.dreamwidth.org

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
vsopvs
Jul. 28th, 2019 12:47 am (UTC)
в 1917-м удалось свергнуть монархию.

вместо нее пришли большевики.

как вы думаете, в этот раз будет иначе?
otkaznik
Jul. 28th, 2019 02:09 am (UTC)
Конечно иначе. История никогда не повторяется.
vsopvs
Jul. 28th, 2019 02:21 am (UTC)
Mark Twain wrote: "a favorite theory of mine—to wit, that no occurrence is sole and solitary, but is merely a repetition of a thing which has happened before, and perhaps often."

еще:

Урок царям: злоупотребления порождают революцию. Урок народам: революция хуже всяких злоупотреблений. - Жозеф де Местр

Edited at 2019-07-28 02:23 am (UTC)
otkaznik
Jul. 28th, 2019 02:55 am (UTC)
Вы спросили меня, я высказал свое суждение. Не прибегая к цитированию авторитетов. Вы хотите мне возразить с их помощью, зачем? И если уж Вам так хочется цитат, уверен, можно найти немало в поддержку моего суждения, равно как и в его опровержение, как делаете Вы.
vsopvs
Jul. 28th, 2019 02:57 am (UTC)
согласен.

polenova
Jul. 28th, 2019 03:20 am (UTC)
К сожалению, мы живем в стране невыученных уроков, не Россия, а весь мир. "Верхи не могут, низы не хотят" - и капец, остается только констатировать факт и вспоминать страну "которую мы потеряли". Я бы как исторический эталон рассматривала не 1917 год в России - там наложилось слишком много факторов, и самый главный - мировая война, рушилась вся Европа. В Великая Французская Революция - вполне годится для изучения революционной ситуации.
Ну а современный Ближний Восток - действующая лабаратория.
vsopvs
Jul. 28th, 2019 04:00 am (UTC)
согласен, Французская революция - достаточно убедительный пример.

мне, все же, интересно было мнение хозяина этого журнала именно о России, поскольку сегодня, мне кажется, все, что произошло в 1917-м, и особенно потом, должно было бы быть так свежо в памяти... не странно ли ожидать, что нынче, по какой-то таинственной причине, в той же стране все будет иначе.

однако хозяин журнала именно так и считает, что теперь все будет иначе. я был бы только рад, конечно.

и - да, вы правы: весь мир считает, что они-то уж не повторят ошибок отцов. и тут же наступают на те же грабли.



otkaznik
Jul. 28th, 2019 04:26 am (UTC)
Во-первых, я твердо уверен, что история не повторяется и не может повториться. Просто потому, что условия, в которых она реализуется, постоянно меняются. Во-вторых, что касается России, то здесь условия меняются еще более радикально, чем где бы то ни было. Я не верю в повторение 1917-го года не потому, что теперь кто-то поумнел и все будет хорошо. Может быть и даже скорее всего будет совсем нехорошо, но по-другому. Как и сто лет назад мы наблюдаем судороги империи в ее попытках сохраниться. Тогда ей это удалось. Сегодня - вряд ли. Но ее развал и превращение во что-то другое - процесс бесконечно болезненный и я содрогаюсь при мысли о том, во что он может вылиться.

Edited at 2019-07-28 04:37 am (UTC)
polenova
Jul. 28th, 2019 05:55 am (UTC)
В 88 году я сказала - "не знаю, чем закончится это кино, но мне неинтересно стоять в разрушающемся доме и думать, ударит ли мне балкой по башке". Я тогда преувеличила опасность, полномасштабной гражданской войны не произошло. Но чем больше я узнаю, что происходило на окраинах империи, тем поганее. Я сделала единственный возможный выбор, и до сих пор считаю его правильным. Я не хотела в Россси рожать детей. Я вобще не очень чадолюбива, но одного ребенка мне хотелось. А поскольку у меня "тревожное расстройство психики", я терпеть не могу рисков, вспесков адреналина - Россия для моих планов деторождения совершенно не подходила. От всех опасностей нельзя уберечься, но это не повод перебегать дорогу на красный свет.
Как бы не сложилась моя жизнь, я ничего не потеряла, кроме возможности "пожить в эпоху перемен". "Не то чтоб мне не по годам, я б прыгнул ночью из электрички, но я не еду в Магадан, забыв привычки, закрыв кавычки". А сын у меня есть, молодой ученый, занимается разработкой новых лекарств. Он любит экстремальный спорт, занимается всякими силовыми искусствами и все равно в группе риска. Но это его риск, а не мой.
otkaznik
Jul. 28th, 2019 02:57 pm (UTC)
Помимо естественного интереса к месту, где родился и вырос, Россия для меня теперь являет собой некое зеркало, в которое я стараюсь смотреть чтобы лучше понять происходящее здесь и в мире. Хотя можно заподозрить, что зеркало довольно кривое и увиденное только сбивает с толку. Я все же думаю, что, рассматривая мир со всех сторон, лучше его понимаешь. А кривизна зеркала в конечном счете определяется глазом смотрящего.

Edited at 2019-07-28 02:58 pm (UTC)
polenova
Jul. 28th, 2019 05:33 am (UTC)
"Я вам не скажу за всю Одессу", и за хозяина журнала точно говорить не могу. Только за себя.
Будет не так, как в 1917, и не так как 1793-м. И не так, как в Ираке, Ливии или Сирии сегодня. Лично мне очевидно одно - хорошо не будет. Сегодняшнюю стабильность будут воспринимать как золотой век. Жить вообще лучше во время застоя, чем в эпоху перемен. Только от наших желаний и оценок смена эпох никак не зависит.
Брежневский СССР сейчас многие вспоминают с ностальгией. И их можно понять. Афганистан - это уже самый конец, а до этого 20 лет - ни войны, ни голода. В стране, которая и до 17-го года досыта не ела. Голод - это не когда нет колбасы или мяса, это постоянное сосущее чувство, а в тяжелое время и трупы на улицах. Я родилась в 61, и, вероятно, первое поколение в СССР, которое не знало голода. Еда была не очень вкусной, не сильно полезной, но она - БЫЛА! Моя мама считала невероятным лакомством черный хлеб, помазанный маргарином и посыпаный сахаром. Это называлось "пирожное" и выдавалось по праздникам. Послевоенная Москва и небедная семья. Страшно подумать, что творилось подальше. Мое поколение ненавидело СССР, потому что равное распределение убожества унижало, любая инициатива преследовалась, даже музыку нам слушать не давали. А что такое настоящий голод, настоящие репрессии, настоящие лагеря - мы понятия не имели. Наш бунт был бунтом сытого непуганного поколения. Бунт ничего не стоит при устойчивой системе. Побунтовала молодежь всего мира в 60-е, да и разошлись по домама детей воспитывать."Мятеж не может кончиться удачей, в противном случае его зовут иначе". Революционная ситуация - это не бунтующая молодежь, и не мнения в интернете. Это - увы - объективная реальность.
vsopvs
Jul. 28th, 2019 12:29 pm (UTC)
> Мятеж не может кончиться удачей

добавлю афоризм Карлайля, давно превратившийся в трюизм: Всякую революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются ее плодами отпетые негодяи.

добавлю от себя: романтиков, которые задумывают революцию, и фанатиков, которые ее делают, всегда кто-то финансирует.

Тот же Карлайль сказал еще одну очевидную вещь: Главный орган человеческого тела, незыблемая основа, на которой держится душа, — это кошелек.
yucca
Jul. 28th, 2019 02:27 pm (UTC)
Не очень понятно, зачем смотреть на 1917 год, когда гораздо ближе есть примеры Украины и вообще Восточной Европы, где в результате революций получились страны хоть и далеко не идеальные, но с нормальной регулярной сменой власти, то есть возможностью развиваться дальше без революций.
vsopvs
Jul. 28th, 2019 02:35 pm (UTC)
всегда инересно попробовать ответить самому себе.

вы никогда не играли в такую игру?

попробуйте ответить себе за меня :)
yucca
Jul. 28th, 2019 02:48 pm (UTC)
Мне приходят в голову несколько вариантов, но я честно не знаю, какой бы вы выбрали, поэтому лучше ответьте сами, если хотите, конечно.
vsopvs
Jul. 28th, 2019 03:14 pm (UTC)
вариантов и правда много.

во-первых я думаю, что в странах Восточной Европы революций толком не было: для полноценной революции требуется массовый передел собственности, а ведь при разделе государственной собственности никто ничего не теряет, только приобретает.

если сегодня что-то серьезное произойдет в России, будут группы людей, которые потеряют очень много. отсюда - мой пессимистичный прогноз.

xgrbml
Jul. 28th, 2019 06:38 am (UTC)
Институциональная деградация! Какие красивые слова! А, дурацкий приказ еще.

А что будет - неведомо.
( 17 comments — Leave a comment )

Profile

seattle
otkaznik
otkaznik

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com