?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Русские в Америке

Такое название наверняка встречалось множество раз. И всякий раз за ним следовал свой рассказ вряд ли имеющий какое-либо касательство к моим здесь размышлениям.   Размышления относятся к «русским» иммигрантам. Кавычки нужны во избежание недоразумения, непременно возникающего в этом случае. Под русскими я вместе с американцами буду понимать тех, кто приехал и приезжает из бывшего Советского Союза и говорит по-русски.
  

Некоторое время назад возник у нас спор-разговор про русских иммигрантов и их политические предпочтения. Возник он в пору очередной недавней политической турбулентности в Америке, вызванной стремительным рывком Трампа к вершине политического Олимпа, где он против всех ожиданий и обосновался. Поскольку я сам русский иммигрант и стал таковым благодаря менее чем полностью индифферентному отношению к устройству мира, а политические события в городе и мире меня по-прежнему интересуют, конечно я хотел бы разобраться в том, как на американские волнующие события реагируют мои собратья - иммигранты.

Некоторые предварительные разговоры со знакомыми, а также минимальное наблюдение за иммигрантской рускоязычной прессой и высказываниями в интернете, склонили меня к гипотезе о том, что русские иммигранты по преимуществу «трамписты», т.е. голосовали за Трампа и поддерживают его безоглядно. Первый вопрос – так ли это, и второй – если так, то почему. Вопросы подтолкнули к попытке провести исследование доступными средствами. Средства заведомо были скудными, поэтому даже само слово "исследование" здесь произносится с трудом. Соответственно и выводы никак не претендуют на «научную значимость». Всего лишь размышлизмы на тему. И тем не менее.

Я решил провести какой-то «опрос», т.е. попытаться понять умонастроения иммигрантов, до которых я мог дотянуться. Задавать вопрос о том, за кого они голосовали и почему – на мой взгляд представлялось бесперспективным по той же причине, по которой прямые вопросы в социологических исследованиях редко дают осмысленные результаты. Публика от них защищается, лукавит, врет. К тому же через такие вопросы совсем нельзя получить ответ на второй вопрос – почему. Поэтому я решил идти окольным путем, задавая моим респондентам вопросы косвенные. Они касались той части их мировоззрения, которая относилась к иммиграционной судьбе. Вопросы относились к их суждениям об иммиграции, об Америке и об СССР. Всего в моей копилке оказалось около трех десятков ответов, которые я попытался как-то суммировать и дифференцировать.

Во-первых и в главном, исходная гипотеза о том, что российско-советское происхождение само по себе проявляет себя в очевидной политической склонности в сторону республиканцев вообще и Трампа в частности, по всей вероятности неверна. Для понимания происходящего в массе русских иммигрантов необходимо внутри нее провести классификацию и вычленить группы, которые опредeляются раличными признаками. Именно это я и попытался сделать, выбирая значимые критерии. Выделенные признаки и выступают указателем того, чего скорее всего можно ожидать от иммигрантов в плане их политических предпочтений. Приведенные ниже основания классификации служат указанием на особенности рассматриваемых социальных групп, но не содержат в себе выводов о том, как данное основание влияет на политические предпочтиния. Обобщающие выводы я попытаюсь сделать ниже, в конце заметки.

1.       Первое основание классификации – советский и постсоветский период эмиграции. Из корреспонденции с разными представителями русской иммиграции немедленно стала видна разница между теми, кто эмигрировал из Советского Союза до его развала и теми, кто уезжал уже из новой постсоветской России. Когда-то еще лет двадцать назад беседуя с приятелем, переехавшим из России в Америку в начале 90-х, я отчетливо понял, что я уезжал, убегая от советской власти, а он убегал от «перестройки» и нового постсоветского порядка. Соответственно складывались наши мировоззренческие симпатии и антипатии. Советский образ мышления, психологическая основа, все то, что формирует мировоззрение человека, неизбежно отпечатывался на сознании советских людей хотели они того или нет. Поэтому старшее поколение иммигрантов, проживших большую часть жизни в советских условиях, принесло с собой этот образ мысли, который получил меткое название «совок». Поколенческая разница также очень важна и я ее выношу в виде отдельного дискриминатора.

2.       Второе – принадлежность поколению, возраст. Очевидно, что мироощущение у старых и молодых сильно разнится. Чисто физиологически молодой организм гибче, восприимчевее к новой информации, способней к изменениям, адаптабельнее. Молодые иммигранты, особенно постсоветского разлива, почти избавлены от вериг советского прошлого. Их мировоззрение формировалось и формируется на иной основе, в значительной мере составленной из новых реалий и ценностей, присущих новому миру. Следует отметить, что даже немногое время их жизни в новой, постсоветской России сделало их другими по сравнению с их родителями. Полагаю, что этот фактор важен для понимания их дальнейшего становления жителями новой страны обитания.

3.       Третье – образование. Под образованием я понимаю не формальный диплом о получении высшего образования, который был практически у всех моих респондентов. Так сложилась судьба моего «проекта», у меня не было случая общения с необразованными людьми. Хотя это было бы не менее интересно, но потребовало бы значительно больших усилий для достижения какого-то ясного понимания. Так вот, под образованием я понимаю не только и столько совокупность специальных знаний, доставляемую формальным обучением в ВУЗе, а скорее некое сформированное сознательное мировоззрение, подкрепленное суммой знаний, в которой важную роль играют знания гуманитарные. Сразу должен сказать, что среди моих респондентов образованных таким образом иммигрантов было незначительное меньшинство, что важно отметить для правильного осмысления темы в попытках сформулировать какие-то обобщения.

4.       Четвертое – различие между выходцами из столичных городов (Москвы/Ленинграда) и жителями провинции. Не боясь быть обвиненным в московском снобизме, хотя для такого опасения есть больше чем достаточно оснований, я утверждаю, что мироощущение жителей российских столиц – Москвы и Ленинграда - и выходцев из советской провинции формировалось по-разному. Все же доступ к информации, изощренность социальной жизни, наконец качество формального образования, как школьного так и высшего, сильно разнились в столицах и провинции. Речь здесь вовсе не о том, что в провинции люди были хуже или глупее, а лишь о том, что в среднем мировоззрение складывалось по-другому. Соответственно эмигранты из столиц отличались от провинциальных. Отмечу одну деталь, возникшую из интервью с моими респондентами. Еврейские иммигранты, составлявшие до развала Советского Союза львиную долю эмиграции из СССР, неизменно отмечали антисемитизм как одну из главных побудительных причин в их решении об эмиграции. Однако те из них, кто жил в национальных провинциях, скажем в Закавказье или Татарстане, указывали неизменно на другое, более толерантное отношение к евреям, чем жители столиц. Про Украину разговор особый. Она всегда была известна повышенной антиеврейской чувствительностью.

 

Приведенные признаки-основания классификации конечно далеко не исчерпывающи. Однако и этот ограниченный набор, возникший из информации от моих респондентов, дает почву для некоторых выводов.

Среди опрошенных иммигрантов разного призыва старшее поколение, воспитанное и выросшее в Советском Союзе, в гораздо большей степени показывало политизированность сознания с очевидной антилиберальной склонностью. Опять-таки во избежание недоразумения я здесь употребляю слова «либерализм» и «либеральный» в привычном для современного американского понимания значении. Мое собственное отношение к такой трактовке термина я готов обсудить в другом месте и по другому поводу. Здесь мне важно, что в советском сознании либерализм ассоциируется с левой идеей, а стало быть с социализмом, который эмигранты отрясли вместе с прахом оставленного там, в советском прошлом. В этом есть своя правда, очевидная всем мало-мальски знакомым с предметом.  

Молодое поколение не имеющее опыта коммунистической индоктринации относится к либеральной идее с бОльшим сочувствием. Поэтому среди этой возрастной группы иммигрантов отношение к правым вообще и к Трампу в частности гораздо менее однозначное. Особенно хорошо это видно на примере наших детей, выросших в Америке. Я вижу, насколько они левее нас в своих политических предпочтениях. Следует впрочем заметить, что именно пример молодежи заставляет усомниться в зависимости антилиберальных взглядов от «русского» происхождения. Среди молодого поколения русских иммигрантов можно увидеть и правых, и левых, и поклонников Трампа, и его яростных противников.

Еще большим чем возраст дифференциатором выступает образование. Например, американский академический мир, как хорошо известно, определенно наклонен влево. Русские иммигранты занимают в нем прочные позиции, университетская профессура насчитывает сотни выходцев из СССР и России. Я знаю, что среди них имеются как исповедующие правые, так и левые взгляды. Однако среди моей небольшой выборки русских иммигрантов, нашедших себя в американском академическом мире, я все же отмечаю явное преимущество либералов.

Итак, посмотрев на мою нерепрезентативную выборку и результаты моего несерьезного опроса, я пришел к совсем другой гипотезе. А именно, теперь я предполагаю, что русская иммиграция в своей совокупности имеет примерно то же распредление политических предпочтений, как весь американский социум. Кажущийся (и иногда наблюдаемый) сдвиг вправо, в сторону Трампа и его команды требует некоторого объяснения и я готов его предложить. Опять-таки бездоказательно, на уровне доморощенного размышлизма.

Либеральная, часто смешиваемая с левой, идея основанная на уважении к человеческой личности, на нравственных приниципах гуманизма, эмпатии, милосердия, оказалась задавленной коммунистической идеологией и дискредитированной советским опытом. В выросших в советском режиме поколениях либеральные ценности были уничтожены, что сделало их неспособными следованию современного развития западного мира. В русской иммиграции нет никакого «генетического» порока, лишающего ее возможности вписания в современную западную цивилизацию. Такое вписание требует преодоления тяжелого советского наследия, которое лечится образованием и временем.  Мои слова могут быть неверно истолкованы, указанием на то, что среди жителей современного западного мира, не имеющих никакого касательства к реалиям советского опыта, также встречается различная политическая ориентация. Американское общество очевидно разделено в своих политических предпочтениях, есть либералы и есть совсем нелибералы. Разница, однако, в том, что русские иммигранты советского разлива находятся в условиях неравновесного выбора. Их мировоззрение заведомо деформировано советским воспитанием и ущербным образом мысли. Попадая в условия сохраняющихся либеральных ценностей, они немедленно выискивают в новой для себя реальности те черты, которые подкрепляют их априорное мировоззрение. Например, их очень утешают уродливые черты экстремистского извода левой идеологии, подобные анекдотическому повсеместному проникновению политкорректности.

Как уже отмечалось, в русской иммиграции большой вес принадлежит евреям. В судьбах евреев мира Израиль играет очень важную роль, за ним пристально наблюдают и за него болеют. В израильской ситуации полнo как нигде отражается драма политической схватки либеральной и антилиберальной идеологии. Конкретные условия жесткой борьбы за выживание диктуют определенные компромиссы на этом участке борьбы либеральных ценностей. Я убежден, что Израиль принадлежит миру западных либеральных ценностей. Об этом свидетельствует сохранение либерально-демократической модели. Просто на шкале, определяемой двумя экстремальными шендеровичевскими точками «левого идиотизма и правого скотства», Израиль немного сдвинут вправо. Но это положение не высечено в камне, и по мере дальнейшего равития можно ожидать разных сдвигов, чему есть много исторических примеров. Главное, чтобы эти сдвиги не приводили к сильному приближению к какому-то из этих концов. Я убежден, что либеральная идея как раз работает на то, чтобы этого не происходило.  

Originally posted at otkaznik1.dreamwidth.org

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
lj_frank_bot
Jun. 4th, 2019 11:28 pm (UTC)
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Общество, Политика, Лытдыбр.
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.

Frank,
LJ Team
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

seattle
otkaznik
otkaznik

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com