?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Недавно собрались мы обсудить страсти, кипящие вокруг очередной попытки реформировать американскую систему здравоохранения. Наш докладчик, как раз работающий в системе американского здравоохранения, доходчиво объяснил хитросплетения запутанной ситуации. Впрочем, об этом сейчас так много и так часто говорят, что основные проблемы и так были понятны. Здесь же удалось выделить основные моменты, вокруг которых и развернулась дискуссия. Любопытно, что у Милова я нашел аргументацию, прозвучавшую и в нашей дискуссии. http://v-milov.livejournal.com/.

 

Основные аргументы поборников реформы состоят в следующем:

  1. Американская система здравоохранения стала слишком дорогой, и стоимость медицинского обслуживания продолжает стремительно расти.
  2. Качество медицинского обслуживания не соответствует ее стоимости. Показатели в Европейских странах лучше, чем в Америке при стоимости в разы меньшей
  3. В Америке все большее число жителей не имеют чрезмерно дорогой медицинской страховки. Т.е. оказываются выброшенными из системы здравоохранения, поскольку из своего кармана оплачивать медицинские услуги могут очень немногие, состоятельные граждане. В настоящее время не имеют медицинской страховки порядка 47 млн человек или более 15% населения.

 

Прежде всего, обращает на себя внимание некорректная, и я думаю умышленная путаница в понятиях здравоохранения и медицинского обслуживания. Хотя эти понятия связаны, но вовсе не тождественны. У меня есть серьезные возражения, когда качество медицинских услуг измеряют с помощью показателей младенческой смертности и продолжительности жизни. Все же качество медицинских услуг нужно измерять там, где эти услуги применяются. А где их нет, то о каком качестве можно говорить. Показатели здравоохранения измеряются по всей совокупности народонаселения. Можно говорить о «справедливости» или «несправедливости» общества, не дающего всему народонаселению пользоваться медицинскими услугами, но не о качестве медицинских услуг. Поэтому утверждение о том, что американское медицинское обслуживание неоправданно дорого со стоимостью не соответствующей качеству, малосодержательно.

 

Традиционно в Америке медицинское обслуживание развивалось как бизнес. За редким исключением врачи здесь бизнесмены, продающие свои услуги, конкурирующие на соответствующем рынке и обеспечивающие тем самым быстрое развитие рынка этих услуг. Нигде в мире медицина не внедряет самые современные научные достижения так быстро, как это происходит в Америке. Технологическое и научное развитие требует денег. Как и в других быстро развивающихся секторах экономики в медицине придумываются хитроумные схемы финансирования, в данном случае основанные на изощренной и разветвленной системе страхования. В основе безудержной и безоглядной экспансии медицинских услуг лежит основная проблема человека – его смертность и тоска по бессмертию. Экспансия медицинских услуг диктуется состоятельной частью народонаселения, которая хочет иметь за свои деньги наилучшее медицинское обслуживание. Однако это развитие постепенно, но все явственнее обнаруживает внутреннее противоречие. Его качество улучшается, но стоимость становится все выше. В результате база покупателей на рынке медицинских услуг сжимается и в конечном итоге этот рынок не будет в состоянии сам себя поддерживать. В этом смысле происходящее напоминает одну из причин, вызвавших переживаемый финансовый кризис. Широкое распространение ипотечного кредитования на тех, кто не в состоянии выплачивать кредит (subprime mortgages) привел к кризису. Я думаю, что на нынешнее осознание необходимости реформы американского здравоохранения влияет и переживаемый финансово-экономический кризис.

 

Есть еще одно соображение к тому, почему реформа здравоохранения сейчас может пройти. Американское государство изначально строилось на совсем других основаниях, нежели европейские государства, известные своими программами государственного медицинского страхования. Там роль государства, доставшегося европейским демократиям по наследству, хотя и редуцировалась революциями и борьбой людей за свои права, но оставалась решающей и никто в общем-то не ставил под сомнения государственные прерогативы, в том числе и в вопросе перераспределения народного богатства. Патерналистская роль государства там никогда в серьез не ставилась под сомнения. Другое дело США. Здесь с самого начала государству была выделена минимальная роль инструмента, помогающего народонаселению, заботящегося о безопасности и порядке. Не более. В начале 20-го века государственные расходы составляли порядка 3% ВВП. В начале 21-го века они превысили 30%. Государство окрепло и в соответствии со своей внутренней логикой стало покушаться на сферы, совсем не предусмотренные в начале. Попытки реформирования системы здравоохранения предпринимались в истории США несколько раз, начиная с 1912 г. Радикальной реформы провести не удалось, хотя частичные победы были – введение системы Medicare в 60-х годах прошлого века. По-видимому, государство в то время еще было недостаточно сильным. Но вот пришло время, когда оно возможно набрало необходимую силу. Во всяком случае, администрация Обамы демонстрирует эту силу раз за разом, а убедительная победа Обамы в прошлом году указывает на то, что народ США готов это принять. Поэтому, не исключено, что реформа здравоохранения в том или ином виде у новой администрации получится.

Profile

seattle
otkaznik
otkaznik

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com