?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Об эффективности

Мой приятель, хороший ученый, несомненно обладающий развитым аналитическим умом и вполне критическим отношением к реальности и истории, много лет назад переехавший в Америку и не испытывающий никаких иллюзий относительно российского настоящего и прошлого, утверждает, что Берия был «эффективный менеджер», гениально реализовавший проект создания атомной бомбы.  

Более того, он пытается (не слишком убедительно) оправдать жизнь и профессиональную (чекистскую) карьеру этого «менеджера». По-видимому, его симпатия к технократическому таланту Лаврентия Павловича подталкивает к желанию наделить того качествами заведомо посторонними. Наверное, не стоило бы приводить этот пример, поскольку всякий человек имеет свои слабости и возводить их в принцип занятие бесперспективное. Но, к сожалению, с подобными вещами сталкиваться приходится чаще, чем хотелось бы.

 

Вот читаю у Дмитрия Быкова в его книжке про Окуджаву в ЖЗЛ:

 

«В разоблачительной горячке восьмидесятых большевистские руководители представлялись сплошь тиранами, волюнтаристами, строителями пресловутой «административно-командной системы»; все тогдашние стимулы вроде соревнования развенчивались, рапорты об успехах индустриализации объявлялись пропагандой, а сама индустриализация представала в виде непрерывного насилия над страной, ее людьми и ландшафтами; между тем то, о чем писал Авдеенко, было, как был и фантастический энтузиазм, описанный Катаевым и Эренбургом, и стремительный рост промышленных гигантов, и азарт соревнования, и чувство собственной гордой причастности к величайшему индустриальному перевороту в человеческой истории…» (стр. 68).

 

Как и мой ученый друг, Быков не видит за деревьями леса. Можно восхищаться успехом сложнейшего проекта создания бомбы или скачка в промышленном развитии страны, если не поместить эти достижения в исторический контекст и забыть, какую цену заплатили отдельные люди и общество в целом. В случае Быкова еще и сам успех, даже если мерить его чисто технологическими мерками, вызывает серьезные сомнения. Несомненно одно, об «эффективности» в этих случаях можно говорить только если отказаться от базовых, гуманистических воззрений на мир и историю.

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
alicebrown
Sep. 9th, 2009 05:02 pm (UTC)
К сожалению, об историческом контексте забывают многие. Особенно это было заметно, когда в августе обсуждали пакт Молотова-Риббентропа и Мюнхенский договор.
Видимо, это общая аберрация исторического, общественного и человеческого чутья, укоренившегося в тех, кто повзрослел в СССР. Преодолевается это с трудом, с большим, долго. Знаю по себе.

grandtewton
Sep. 9th, 2009 05:32 pm (UTC)
А ещё до исторического аспекта, неужто понятие "скачка в промышленном развитии страны" не вызывает сомнения в том смысле, что никому, кроме власти, не нужны были эти миллионы тонн чугуна? Кому нужен чугун, который имеет только идеологическую ценность. Надеюсь, Вы понимаете, что "чугун" тут - обобщение.
alicebrown
Sep. 9th, 2009 05:42 pm (UTC)
У меня лично "скачок в промышленном развитии" в силу образования, работы и семейных обстоятельств вызывает только негативные эмоции. К сожалению, даже мои бывшие сослуживцы и однокурсники не сомневались и не сомневаются в необходимости такого "скачка".
Причин тому много. Начиная от вдалбливания в голову мифа об отсталости Российской империи и заканчивая нежеланием изучать, учиться, понимать, вникать. Это же требует усилий, а "чугун" - просто и понятно.
grandtewton
Sep. 9th, 2009 05:44 pm (UTC)
Видимо, и мозги пошли в переплавку.
Вот в этом режим таки преуспел.
alicebrown
Sep. 9th, 2009 05:49 pm (UTC)
Еще как преуспел. Если рассуждая о Мюнхенском договоре многие забывают о том, что творилось в Чехословакии. Чехи, хотя и не все, восприняли произошедшее как вторую Белую гору.

А фотографии Н.Чемберлена 1940 года? На него же больно смотреть.
grandtewton
Sep. 9th, 2009 05:52 pm (UTC)
Да, увы.
otkaznik
Sep. 9th, 2009 05:46 pm (UTC)
Вот-вот, казалось бы - очевидно. А вместе с тем совсем неглупые люди (тот же Быков) несут околесицу про успехи индустриализации.
grandtewton
Sep. 9th, 2009 05:51 pm (UTC)
Ну,лично я Быкова за большого мудреца не держу.
А "очевидность" может возникнуть только на фоне наличиствующего морально-этического. А в отсутствии такового - можно и "скачок" принять за чистую монету.
otkaznik
Sep. 9th, 2009 05:54 pm (UTC)
Наверное, нужно поправиться. Быков несомненно талантлив, а вот что до ума, то здесь и у меня есть некоторое напряжение.
grandtewton
Sep. 9th, 2009 05:56 pm (UTC)
Очень возможно, что я ошибаюсь, но вызывает у меня ощущение вечного талантливого мальчика.
alicebrown
Sep. 9th, 2009 06:00 pm (UTC)
Таким был и Н.Михалков. И что в итоге?
grandtewton
Sep. 9th, 2009 06:07 pm (UTC)
У несомненно талантливого "мальчика" НСМ был такой, как говорят плотники, измерок: меры (уж простите за тавтологию) и вкуса. И звали его Адабашьяном. А то б мы и ни "Механины", и ни "Пяти вечеров" не дождались.
alicebrown
Sep. 9th, 2009 06:09 pm (UTC)
Я согласна с этим. Был еще и Э,Артемьев. :)))
grandtewton
Sep. 9th, 2009 06:14 pm (UTC)
Были и пркрасный звукорежиссёр Ася Зверева, и оператор Паша Лебешев.
Но талант собрать комнду тоже дорого стоит. Этого у НСМ не отнять.
alicebrown
Sep. 9th, 2009 06:16 pm (UTC)
И с этим согласна. Умение собрать команду дано не каждому.
alicebrown
Sep. 9th, 2009 05:59 pm (UTC)
Знаете, когда я говорю, что в СССР благополучно использовал судоверфи построенные в Российской империи мне не верят. И что верфи, построенные в советские времена можно пересчитать по пальцам одной руки. Не верят.
Я даже не знаю что есть очевидность для таких людей.


otkaznik
Sep. 9th, 2009 06:03 pm (UTC)
В мифы верить комфортнее. Сознание россиян по преимуществу мифологично. В этом я вижу очень большую проблему, пожалуй одну из главных.
alicebrown
Sep. 9th, 2009 06:05 pm (UTC)
Да, Вы абсолютно правы!
( 18 comments — Leave a comment )

Profile

seattle
otkaznik
otkaznik

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com