?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Любезная Екатерина Михайловна Шульман начала на «Эхе» новую передачу «Статус». Дело несомненно важное и полезное как всякое направленное к просвещению человеков. Тем более что в данном случае просветитель квалифицированный и достойный похвал и уважения. Как я понял передача родилась в связи и по поводу идущих и предстоящих в России разного рода выборов, от только что прошедших муниципальных до выборов путина и собянина следующего года. Екатерина Михайловна хорошо рассказала о всяких тонкостях политического, и в частности, выборного процесса, которые исследует представляемая рассказчиком политологическая наука. И конечно полезен и интересен был рассказ про Макса Вебера, одного из самых примечательных мыслителей прошлого века. У меня не в первый раз однако возникли вопросы и к Екатерине Михайловне, и к науке ею предстваляемой. Какие-то вопросы частные, мелкие. Например, почему уважаемая Екатерина Михайловна выбрасывает на помойку вместе с геополитикой (туда ей и дорога) еще и менталитет. Конечно, все зависит от определения и если понимать менталитет как совокупность общих культурных черт того или иного социума, то почему же отбрасывать это нужное понятие. А то получится как в известном анекдоте Фаины Раневской. Другие вопросы к самой политологической науке имеют общий характер. Они остатся актуальными в любой гуманитарной дисциплине. И было бы крайне интресно услышать, как Екатерина Михайловна на них бы ответила. А главный вопрос формулируется очень просто. В основе всех упоминаемых дисциплин лежит человеческая личность и ее поведение. Для того, чтобы гуманитарная дисциплина, и в частности политология, могла претендовать на звание науки, она должна уметь моделировать человеческую личность и ее поведение. Вопрос как раз в том, как эта самая дисциплина справляется с такой задачей. 

Originally posted at otkaznik1.dreamwidth.org

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
radiotv_lover
Sep. 13th, 2017 08:21 pm (UTC)
"почему уважаемая Екатерина Михайловна выбрасывает на помойку вместе с геополитикой (туда ей и дорога) еще и менталитет. "
потому что она ученый и понимает, что нет еврейской физики и немецкой физики

Вот Вы ведь американец а не русский? А вот так свысока с человеком, который знает вопрос теоретически и практически, а Вы никак. Это какой менталитет?
aron_turgenev
Sep. 13th, 2017 09:12 pm (UTC)
Ого! Высокомерный комментарий с переходом на личность.
olaff67
Sep. 13th, 2017 08:44 pm (UTC)
Да, она уже давно это говорила, и это правильно. Как обиходно-разговорное понятие менталитет еще подходит для экономии времени, но ссылаться на него в серьезном разговоре или научном исследовании - все равно, что использовать пассионарность в описании исторических событий.
otkaznik
Sep. 13th, 2017 08:48 pm (UTC)
Зависит от определения. Можно определить так, что будет соблюдена определенная строгость. Про "научность" этих исследований разговор отдельный. Я указал почему.
olaff67
Sep. 13th, 2017 08:54 pm (UTC)
Можно, конечно, но, поскольку этого не сделано до сих пор, то потребности в этом гуманитарном флогистоне нет. Соответственно, и ссылаться на него некомильфо.
affidavid
Sep. 13th, 2017 09:15 pm (UTC)
С одной стороны, пока менталитет не могут померять, то его польза для каких-либо научных умозаключеный нулевая. С другой стороны, это относится и к любому из понятий, которыми оперировала Шульман в этой передаче. Все-таки ее выступления это скорее хорошая журналистика, а не какие-то научные умозаключения.
otkaznik
Sep. 13th, 2017 09:27 pm (UTC)
Догадываюсь, что в науке встречаются важные явления, которые пока не могут измерять. Но отказываться от них по этой причине - непозволительная роскошь. Мне в голову примеры не приходят, но думаю найдутся.
affidavid
Sep. 13th, 2017 09:33 pm (UTC)
В принципе, менталитет как раз можно кое-как померять - делатся какой-то стандартный опросник типа MMPI раздавая баллы п разным категориям. А вот померять силу бюрократии в цифровом выражении несколько труднее.
otkaznik
Sep. 13th, 2017 09:37 pm (UTC)
Мне было бы очень интересно узнать хорошее определение самой бюрократии. Тогда можно подумать и об измерении.
ad_vocem
Sep. 13th, 2017 09:20 pm (UTC)
Да, меня тоже заинтересовал этот пассаж с менталитетом. А 'ментальность' есть или тоже нет?

А mentality в английском, mentalité во французском, mentalità в итальянском, Mentalität в немецком? Тоже бессмысленные слова?

otkaznik
Sep. 13th, 2017 09:22 pm (UTC)
Полагаю, это все одно и то же. Менталитет сохраняется с времен доминирования немецкого языка в науке. Ментальность - приобретение позднего времени.
prof_yura
Sep. 13th, 2017 09:20 pm (UTC)
как эта самая дисциплина справляется с такой задачей.
Цинично: а никак, она ее просто не ставит.
otkaznik
Sep. 13th, 2017 09:24 pm (UTC)
Re: как эта самая дисциплина справляется с такой задаче
Что же здесь циничного? Посконная правда.
prof_yura
Sep. 13th, 2017 09:30 pm (UTC)
Посконная правда.
Что может быть циничнее? :-)
otkaznik
Sep. 13th, 2017 09:32 pm (UTC)
Re: Посконная правда.
:-)
( 15 comments — Leave a comment )

Profile

seattle
otkaznik
otkaznik

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com