?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

 
Из книжки Я.С.Лурье "В краю непуганных идиотов":


Михайлова поддержали его единомышленники. В. Петелин признал мысль о создании «Мастера и Маргариты» в полемике с «одесской школой» одной из «серьезных и глубоких мыслей», высказанных в литературе о Булгакове[19]. Глобальное расширение такой характеристики Ильфа и Петрова мы находим у И. Р. Шафаревича. Осуждение обоих писателей он увязывает с общей идеей «русофобии» и козней «Малого народа» против «Большого». «Кажется, пора бы пересмотреть и традиционную точку зрения на романы Ильфа и Петрова, — пишет Шафаревич. — В мягкой, но четкой форме в них развивается концепция, составляющая, на мой взгляд, их основное содержание. Действие их как бы протекает среди обломков старой русской жизни, в романах фигурируют дворяне, священники, интеллигенты — все они изображены как какие-то нелепые, нечистоплотные животные, вызывающие брезгливость, отвращение. Им даже не приписывается каких-то черт, за которые можно осудить человека. На них вместо этого ставится штамп, имеющий целью именно уменьшить, если не уничтожить чувство общности с ними, как с людьми, оттолкнуть от них чисто физиологически: одного изображают голым, с толстым отвисшим животом, покрытым рыжими волосами, про другого рассказывают, что его секут за то, что он не гасит свет в уборной…»[20]

Ссылок на Ильфа и Петрова в статье Шафаревича нет, и приведенные им примеры (из «Золотого теленка») требуют комментария. В первом случае речь идет о художнике-деляге, спешившем как можно скорее получить заказ на портрет ответственного товарища: «…из-за угла вынесся извозчичий экипаж. В нем сидел толстяк, у которого под складками синей толстовки угадывалось потное брюхо.

Общий вид пассажира вызывал в памяти старинную рекламу патентованной мази, начинавшуюся словами: «Вид голого тела, покрытого волосами, производит отталкивающее впечатление!»» (Т. 2. С. 98). Образ действительно малопривлекательный, но ни из чего не видно, что владелец потного брюха должен быть причислен к «обломкам старой русской жизни», «дворянам, священникам, интеллигентам», и нет никакого указания на его принадлежность к Большому или, напротив, Малому народу. Во втором случае речь идет о том же Васисуалии Лоханкине; заметим, что люди, совершавшие над ним экзекуцию, по своим воззрениям (Там же. С. 151) довольно близки И. Шафаревичу.

Originally posted at otkaznik1.dreamwidth.org

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
prof_yura
Jul. 16th, 2017 01:18 am (UTC)
Строго говоря, претензию надо предъявлять не Шафаревичу, а Белинкову, который первым публично обиделся на Ильфа и Петрова за непривлекательный образ интеллигента Васисуалия Лоханкина. (Но Белинков нынче занесён в святцы, чего никак не скажешь об И.Р.)

Обида, кстати, довольно глупая, свидетельствующая о невнимательном чтении текста.



- Ах, - сказал Лоханкин проникновенно, - ведь в конце концов кто знает? Может быть, так надо. Может быть, именно в этом великая сермяжная правда.

-- Сермяжная? -- задумчиво повторил Бендер. - Она же посконная, домотканая и кондовая? Так, так. В общем, скажите, из какого класса гимназии вас вытурили за неуспешность? Из шестого?

-- Из пятого, -- ответил Лоханкин.

-- Золотой класс. Значит, до физики Краевича вы не дошли?

И с тех пор вели исключительно интеллектуальный образ жизни?

otkaznik
Jul. 16th, 2017 01:35 am (UTC)
Я.С.Лурье вполне объективен и упоминает в ряду своих рассмотрений и А.В.Белинкова, и Н.Я.Мандельштам. Отнесите мою выборку за счет моей тенденциозности, хотя думаю, что мотивация указанных критиков несколько разнится.
prof_yura
Jul. 16th, 2017 01:43 am (UTC)
Мне как раз кажется, что мотивации, по существу, совпадают, хотя относить Лоханкина к интеллигентам довольно глупо.
otkaznik
Jul. 16th, 2017 01:47 am (UTC)
Нет нужды защищать интеллигенцию от Лоханкина. Это уже многажды сделано, в том числе и в цитируемой книжке Лурье. Который и разбирается в мотивации, посмотрите.
prof_yura
Jul. 16th, 2017 02:01 am (UTC)
Это уже многажды сделано
Ну да, не позже чем полвека назад (сразу же после появления книги Белинкова это живо обсуждалось), а может и раньше.
otkaznik
Jul. 16th, 2017 08:10 pm (UTC)
о мотивации
Я как-то напрасно пустился в обсуждение частностей. На самом деле важно главное - в чем пафос Шафаревича и Белинкова, в чем различие их мировоззренческих позиций. Здесь нужна бы емкая, чеканная формула, типа солженицынских волкодава и людоеда. Но я не обладаю необходимой художественной образностью.
prof_yura
Jul. 16th, 2017 10:18 pm (UTC)
чеканная формула
Как-то, с возрастом, меня все меньше радуют/удовлетворяют чеканные формулы. Что до солженицынских волкодава и людоеда, то в одном из романов Тендрякова герой невольно сравнивает мелкую профсоюзно-партийную сволочь, отдавая ей абстрактное предпочтение (у его нет выбора) перед бандитами с Арбата.
polenova
Jul. 19th, 2017 06:30 am (UTC)
Из людей, совершавших экзекуцию:
"Митрич говорил сущую правду. В гимназии он не обучался. Он окончил Пажеский корпус."
Я очень давно читала Шафаревича, и не собирась перечитывать, но главная его претензия не к тем, кто порол Васисуалия Лоханкина, а к евреям Ильфу-Петрову, которые позволяют себе зубоскальство над русским народом.Русский камергер Митрич учит розгой русского заблудшего разночинца Лоханкина - это их почти семейная, история. А всякий "малый народ" подглядывает за интимным делом и позволяет себе хихикать.
otkaznik
Jul. 19th, 2017 01:09 pm (UTC)
Да, именно так и я понимаю. И именно такой посыл отличает Шафаревича от, скажем, Белинкова, который глядит на дело совсем с другого угла.
polenova
Jul. 19th, 2017 01:30 pm (UTC)
Да, конечно.
Шафаревич в Первую очередь антисемит, именно это его волнует, а всякие социальные проблемы - потом.
( 10 comments — Leave a comment )

Profile

seattle
otkaznik
otkaznik

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com